Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Дискуссия

«Тёмные» и «умники»

01 января 2007

ИнтерНЕТ – ИнтерДА

В статье «Союз Робеспьера с Пугачёвым» («ЛГ», №  35) автор В.  Арсланов размышлял о действующих лицах и последствиях бунта в стране, где народ невежествен и исполнен слепой ненависти, как писал ещё Чернышевский.

Мы видим, что опасения Чернышевского оказались избыточны. Тот тёмный народ стремительно создал культуру, родил художников, музыкантов, учёных, промышленность, искусство, медицину… Бунт случился, но культура не погибла. Из чего следует вывод – культура в архетипе великорусского суперэтноса, а не в отдельных выдающихся его представителях.

От этого следует и «плясать».

Итак, идею Чернышевского преобразуем в необходимость сохранить сам суперэтнос. Не каких-то отдельных его членов, а весь и по возможности полностью. Смотрим вокруг. Суперэтнос, а в особенности его «костяк» –  русские, вымирает. Это и означает смерть великой культуры. То есть не тогда, в конце ХIХ века, началось, а только сегодня. Точнее, пару десятилетий назад.

Угроза культуре исходит не от «тёмного» – а каким он ещё может быть в мозгах умников? –  народа, который не понимает чего-то доступного разумному существу. Угроза культуре исходит именно от тех умников, чьи лица не сходят с экранов телевизоров по всей несчастной России.

Их расчёт на то, что народ безмолвен, наверное. Но он не безмолвен, а просто слушать некому… Или некогда. Умники вообще не любят слушать, им это тяжело. Ведь понимать ещё нужно услышанное!
АП

С таким пониманием суперэтноса, разделённого на «господ» и остальной народ в лице рабочих, учителей, врачей и прочих «чумазых», невозможно прийти к верному выводу.

Невозможно, полагая, что ВЕСЬ русский народ есть некий монолит, который обижают несколько сот «умников».

На самом деле положение гораздо серьёзнее. Значительная часть русского народа, та, которая вписалась в воровскую экономику, ничего против политики «умников» не имеет. И потому не бунтами надо стращать «умников» – они-то знают, чего хочет их «электорат» и что бунта не будет. Надо дать народу более продуктивную идеологию, чем вера в широту русской души. Русская душа раскололась. Хрустальную вазу не склеить. 1991 год чётко дал понять, что есть ОДНИ и есть ДРУГИЕ. Их примерно поровну. И «умники» есть и среди ОДНИХ, и среди ДРУГИХ.

Нужны другие слова, мысли и права, более адекватные и умные, чем унизительные просьбы, обращённые к «умникам».
Валерий БУНТОВ

Хватит народопоклонства! Интеллигенция лечила народ, просвещала, создавала шедевры культуры, прославившие Россию, а он её – топором, под корень. Извёл-таки. Не пора ли покаяться народу за этот свой смертный грех?
а я?

Революции не бывают рабоче-крестьянскими. Ими бывают только бунты, а бунты в конце концов всегда подавляются. Революции у нас бывают только дворянскими. Под дворянами я понимаю людей, близких ко двору-правительству. А значит, понимающих все хитросплетения власти и умеющих управлять. Людей, получивших лучшее на тот момент образование, культурных (и в высоком, и в бытовом – санитарно-гигиеническом смысле). Людей, привыкших мыслить государственными мерками и отвечать за судьбы страны, людей.

В начале советского периода страну поднимали инженеры, врачи, учителя, военные, писатели именно из тех самых дворян. Набравшись ума-разума, Советское государство быстренько их скушало. Ведь дворяне всегда немножко романтики – что декабристы, что троцкисты, что ленинцы.

Рабочие и крестьяне, что воспользовались возможностью выучиться при социализме, старались всю жизнь работать на благо страны, а значит нищенствовать, или предпочли благоразумно примкнуть к номенклатуре. Остальные рабочие и крестьяне тихо опускаются. Таким образом, никакого бунта теперь не предвидится. Революции тоже. У нынешних дворян на неё денег нет, номенклатура их затопчет.
ПЕТРОВА

Духовность и образованность – далеко не одно и то же… Это стандартное возражение. Но тем не менее духовность ходит рядом с образованностью намного чаще, чем с необразованностью. Можно, конечно, привести в пример интеллектуального слесаря, которого играл в кино актёр Баталов, но это несерьёзно. А потом, духовность – это понятие расплывчатое. Дурак может быть духовным? Вот у меня есть знакомая, которая всю жизнь «окультуривается». Говорит, что она никогда не засыпает, прежде чем на ночь что-нибудь не прочтёт. Но при этом всю жизнь остаётся дура дурой. Но о своей духовности весьма высокого мнения.
эдс

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Он то звонИт, то звОнит

    21.05.2025
  • Трудные роды

    18.05.2025
  • Печать бездарности

    22.02.2025
  • Сам на язык просится

    07.02.2025
  • Народ вправе знать

    11.11.2024
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
  • Сонетов много не бывает

    564 голосов
  • Провокация против немецкой славистики

    504 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Сердце и разум

    296 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS