Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Тёплая соловьиная ночь

01 января 2007

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА

Пьеса известного советского драматурга, лауреата Государственной премии Валентина Ежова вошла в репертуар Театра Российской армии только в сезоне 2008–2009 года. Написанная ещё в начале 1960-х, она с большим успехом шла в лучших театрах страны. Однако пронзительная история погубленной беспощадным временем любви совсем ещё юных людей, ровесников – русского солдата и немецкой девушки, случившаяся в маленьком местечке в Германии сразу после Победы, по соображениям идеологического толка не могла быть поставлена в театре Советской армии. Ведь согласно «оккупационному приказу» Верховного Главнокомандующего каждый, кто лично контактирует с немцами, невзирая на конкретную ситуацию, считается предателем и подлежит расстрелу. Но вот времена изменились, и театр обратился к «Соловьиной ночи». Вернее, обратился к ней талантливый режиссёр нового поколения театра, выпускник ГИТИСа Андрей Бадулин.

Переработанная автором уже в девяностые годы в киноповесть, «Соловьиная ночь» обрела более жёсткий подтекст. И именно на вторую, уже неподцензурную, версию Бадулин и сделал ставку. Как и всякое талантливое литературное произведение, пьеса Валентина Ежова, как партитура симфонии Бетховена или Чайковского, сильна не только главной темой, но изобилует контрапунктами, подголосками, полифоническими красками. В «Соловьиной ночи» легко обнаруживают себя не одна даже, а целых три главные темы. Конечно, первая – это тема любви советского солдата Петра Бородина к немецкой девушке Инге. Вторая тема более сложная, поскольку она раскрывает характер главного героя – полковника Лукьянова. В условиях прокрустова ложа того «оккупационного приказа» Лукьянов берёт на себя смелость отправить «виновного» в своей любви к немке солдата Петра Бородина домой, обрекая тем самым себя на суд военного трибунала. И вновь подтекст: для настоящего офицера нет «чужих» солдат. В этом тоже  урок-пример сегодняшним представителям офицерского корпуса.

Ещё одна тема – это тема духовного и морального противостояния «особиста» Лукьянова и Федоровского – представителя особого отдела. Спектакль не перенасыщен трагизмом, наоборот, в нём много воздуха, много живой жизни, даже есть место шуткам. Финал спектакля, благодаря режиссёрскому замыслу, не совсем такой, как у автора пьесы. Финал открытый, позволяющий зрителям самим продолжать жизненные линии каждого из героев: рядовой Бородин едет на Родину, Инга остаётся в Германии, полковник Лукьянов тоже в Германии, но под арестом в советской военной комендатуре.

После спектакля остаётся ощущение великолепного ансамбля всех занятых в нём артистов, причём обоих составов. Прежде всего это заслуженный артист России Андрей Новиков, глубоко вжившийся в образ полковника Лукьянова. Органичен, пусть и со знаком «минус» Юрий Сазонов, играющий особиста Федоровского. Из артистов, исполняющих роль Петра Бородина, отлично смотрятся и Константин Днепровский, и Анатолий Руденко, и Сергей Кемпо. Отметим отличную работу композитора спектакля Рубена Затикяна и художника-постановщика, заслуженного работника культуры РФ Михаила Смирнова.

Спектакль «цепляет», и постоянный аншлаг ему гарантирован. И что-то особенно приятное есть в том, что тёплую во всех смыслах «Соловьиную ночь» смотришь в холодные зимние вечера.

Александр САВИЦКИЙ, заслуженный работник культуры России

Обсудить в группе Telegram

Александр Савицкий

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS