Пьеса известного советского драматурга, лауреата Государственной премии Валентина Ежова вошла в репертуар Театра Российской армии только в сезоне 2008–2009 года. Написанная ещё в начале 1960-х, она с большим успехом шла в лучших театрах страны. Однако пронзительная история погубленной беспощадным временем любви совсем ещё юных людей, ровесников – русского солдата и немецкой девушки, случившаяся в маленьком местечке в Германии сразу после Победы, по соображениям идеологического толка не могла быть поставлена в театре Советской армии. Ведь согласно «оккупационному приказу» Верховного Главнокомандующего каждый, кто лично контактирует с немцами, невзирая на конкретную ситуацию, считается предателем и подлежит расстрелу. Но вот времена изменились, и театр обратился к «Соловьиной ночи». Вернее, обратился к ней талантливый режиссёр нового поколения театра, выпускник ГИТИСа Андрей Бадулин.
Переработанная автором уже в девяностые годы в киноповесть, «Соловьиная ночь» обрела более жёсткий подтекст. И именно на вторую, уже неподцензурную, версию Бадулин и сделал ставку. Как и всякое талантливое литературное произведение, пьеса Валентина Ежова, как партитура симфонии Бетховена или Чайковского, сильна не только главной темой, но изобилует контрапунктами, подголосками, полифоническими красками. В «Соловьиной ночи» легко обнаруживают себя не одна даже, а целых три главные темы. Конечно, первая – это тема любви советского солдата Петра Бородина к немецкой девушке Инге. Вторая тема более сложная, поскольку она раскрывает характер главного героя – полковника Лукьянова. В условиях прокрустова ложа того «оккупационного приказа» Лукьянов берёт на себя смелость отправить «виновного» в своей любви к немке солдата Петра Бородина домой, обрекая тем самым себя на суд военного трибунала. И вновь подтекст: для настоящего офицера нет «чужих» солдат. В этом тоже урок-пример сегодняшним представителям офицерского корпуса.
Ещё одна тема – это тема духовного и морального противостояния «особиста» Лукьянова и Федоровского – представителя особого отдела. Спектакль не перенасыщен трагизмом, наоборот, в нём много воздуха, много живой жизни, даже есть место шуткам. Финал спектакля, благодаря режиссёрскому замыслу, не совсем такой, как у автора пьесы. Финал открытый, позволяющий зрителям самим продолжать жизненные линии каждого из героев: рядовой Бородин едет на Родину, Инга остаётся в Германии, полковник Лукьянов тоже в Германии, но под арестом в советской военной комендатуре.
После спектакля остаётся ощущение великолепного ансамбля всех занятых в нём артистов, причём обоих составов. Прежде всего это заслуженный артист России Андрей Новиков, глубоко вжившийся в образ полковника Лукьянова. Органичен, пусть и со знаком «минус» Юрий Сазонов, играющий особиста Федоровского. Из артистов, исполняющих роль Петра Бородина, отлично смотрятся и Константин Днепровский, и Анатолий Руденко, и Сергей Кемпо. Отметим отличную работу композитора спектакля Рубена Затикяна и художника-постановщика, заслуженного работника культуры РФ Михаила Смирнова.
Спектакль «цепляет», и постоянный аншлаг ему гарантирован. И что-то особенно приятное есть в том, что тёплую во всех смыслах «Соловьиную ночь» смотришь в холодные зимние вечера.
, заслуженный работник культуры России