КНИЖНЫЙ РЯД
. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии. – М.: URSS, 2007.
Автора этой книги, главного научного сотрудника Института востоковедения РАН, профессора психологического факультета МГУ и Российской академии госслужбы при президенте РФ, спросили на презентации, на чём основан его оптимизм относительно будущего современной цивилизации. «Только на том, – ответил учёный, – что мы всё ещё существуем».
Земляне переживают не просто очередной глобальный кризис, пишет А. Назаретян. По мнению многих авторитетных учёных, цивилизация наша находится в стадии бифуркации. Представьте себе ножницы, поставленные остриями вниз. Каким-то чудом они удерживают равновесие, но рано или поздно упадут непременно. В какую сторону? В будущее? Или в небытие?
Ответа не знает никто, учёные пугают нас самыми противоречивыми сценариями. Ну а что говорит нам прошлое? Ведь человечество множество раз стояло на краю гибели, доводя себя до этого состояния собственными усилиями. Представители рода Homo изначально нарушили множество природных балансов.
Как только наш прапращур научился, к примеру, делать галечные отщепы, он стал их использовать не только на охоте, но и против ближнего своего. Археологи находят множество пробитых таким образом черепов. Во времена верхнего палеолита люди, вооружённые копьями, дротиками, повели себя – в который раз! – чрезвычайно амбициозно. Они уничтожали целые стада мамонтов, строили жилища из клыков этих гигантов, не щадя даже мамонтят. Резвились как умели, интенсивно гробя не только всё вокруг, но и друг друга.
А предшествовал всегда очередному приступу эйфории, чувства вседозволенности, утверждает А. Назаретян, какой-то технологический прорыв, чьё-то гениальное открытие был ли это каменный топор или ядерная боеголовка.
Но вот любопытный вопрос: почему животные, будучи менее развитыми интеллектуально, не устраивают себе подобных «развлечений»? Ворон ворону, как известно, глаз не выклюет, аналогичная поговорка есть во многих языках мира. И это чистая правда. У одного учёного жил воронёнок. Когда он повзрослел, учёный пытался проверить, так ли уж эти коварные птицы гуманны со «своими», и подставлял под его клюв собственный глаз. Птица в страхе отворачивалась, воспринимая хозяина как «своего». Уж на что жестоки в нашем представлении волки, но и те дерутся только до первой крови. Когда перевес одного из участников «боя» становится очевиден, более слабый подставляет победителю самое уязвимое своё место – шею: на, рви мои вены, пей мою кровь.
Человек же в порыве ярости может уничтожить и слабого, и невинного. Почему? Крупнейший австрийский психолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц высказал парадоксальную мысль: беда человека в том, что он не обладает натурой хищника. Неожиданно? Но в дикой природе всё устроено именно так: чем сильнее животное «вооружено» и потому опасно для окружающих, тем мощнее у него инстинктивный запрет на убийство себе подобных.
Отсюда парадоксальный вывод автора: выходит, наша, человеческая, беда в том, что мы недостаточно озверели? Возможно, представитель рода Homo и не заслуживает такого упрёка. Да, многие цивилизации погибли, но некоторым удалось сохраниться. Учёные усматривают в этом закономерность, проявление техногуманитарного баланса, который и удерживал человечество от полной катастрофы. Что это такое? Что будет с нами дальше? Об этом – в книге учёного-энциклопедиста Акопа Назаретяна.