К сожалению, все ожидания, связанные с выходом многосерийного фильма Владимира Хотиненко «Достоевский», закончились для меня разочарованием и чувством обиды за высокопрофессиональную кинематографическую команду во главе с талантливым режиссёром, опытным сценаристом, создавшую очередную примитивную поделку для жаждущего и понимающего только подобного уровня произведения зрителя-потребителя. Не хотелось бы останавливаться на явных, раздражающих штампах в сценарии, свидетельствующих о равнодушии сценариста к выполняемой по заказу работе. Грустно было наблюдать за игрой талантливых и глубоких актёров Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, не сумевших даже разносторонностью артистического таланта скрыть своё внутреннее человеческое несогласие с тем, что им приходилось играть. О чём нам хотел рассказать Владимир Хотиненко в этом фильме? На что хотел открыть глаза? В очередной раз доказать, что гении такие же люди, как мы, – слабые, похотливые, азартные?
Незадолго до выхода на телевизионный экран многосерийного фильма «Достоевский» мне посчастливилось в Доме кино присутствовать на презентации другого фильма о Достоевском. Этот фильм «Три женщины Достоевского» практически на свои средства сняла семья знаменитого мастера кино, режиссёра Евгения Ташкова. Сценарий к этому фильму Евгений Иванович писал двадцать лет. Писал не по заказу, а по велению своей души. И задача перед ним стояла конкретная, как он сказал во вступительном слове перед просмотром, – показать своё отношение к великому писателю, выразить ту любовь, которую вызывает в нём эта бездонная душа русского гения, способная любить, прощать, понимать и потому – ТВОРИТЬ. Несмотря на скудные средства, в одной серии Евгений Ташков в тандеме со своими сыновьями, Алексеем Ташковым, вторым режиссёром фильма, и Андреем Ташковым, сыгравшим Достоевского, справились с этой задачей достойно и профессионально. Замечательная операторская работа (одни крупные планы лица Достоевского чего стоят), проникновенная музыка Евгения Крылатова, игра всего молодого актёрского состава, понимающего и разделяющего чувства режиссёра-сценариста к главному герою, способствовали тому, что фильм смотрелся на одном дыхании, и порой комок к горлу подступал, некоторые зрители даже плакали, не сдерживая слёз, от той неподдельной любви, которая разливалась на экране, проникала в зрительный зал, в каждую распахнутую навстречу подлинному искусству душу. Как жалко, что подобные фильмы не являются форматом для нашего телевидения! И большинство зрителей не сумеют получить радость от его просмотра. А фильм Владимира Хотиненко «Достоевский», несомненно, ещё не раз развлечёт публику другими крупными планами и эмоциями.
, член региональной общественной организации «Женский клуб «Москвички», руководитель поэтического объединения при Доме-музее М.Ю. Лермонтова