Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

У каждого своё кино

01 января 2007

СИТУАЦИЯ

У каждого своё кино, или Без права на ошибку

Кадр из фильма «Сапёры»: недоумённый взгляд этого персонажа наилучшим образом иллюстрирует ощущение от просмотраВ Москве открылся необычный кинофестиваль: «Салют Победы». Необычный – потому что не будет на нём ни пафосного жюри, ни раздачи призов лучшим кинокартинам. Все более чем 30 фильмов, показанных бесплатно в восьми столичных кинотеатрах сети ГКУП «Московское кино», уже победили сердца самого неангажированного судьи – зрителя. Они по праву вошли в золотой фильмофонд отечественного кинематографа: «Летят журавли», «Судьба человека», «Никто не хотел умирать», «Дневные звёзды», «Генерал», «Два бойца», «Белорусский вокзал», «В бой идут одни старики»…
Эта некоммерческая акция продлится до 9 Мая включительно.

На новые фильмы о Великой Отечественной войне обычно собираются полные залы. Особенно если художественный уровень их соответствует ожиданию. Недавняя премьера картины режиссёра Андрея Малюкова «Мы из будущего» показала, что хорошее военно-патриотическое кино не теряется в нынешнем разнообразии киножанров. А здесь открытие ретроспективы фильмов, уже и песни из которых стали практически народными, началось с показа нового фильма «Сапёры», снятого как дебютный известным актёром Борисом Щербаковым («Берег», «Валентин и Валентина», «По прозвищу «Зверь»), ведущим «Доброго утра» на Первом канале. Борис Щербаков, актёр, сам снявшийся в десятках военных картин, за роль в одной из них – лейтенанта Никитина в фильме «Берег» по Юрию Бондареву – удостоенный Государственной премии РФ, сказал тогда на встрече: «Уже есть телевизионный вариант фильма, Первый канал купил его: к огромному сожалению, сегодня большой дефицит фильмов о войне, и поколение, которое идёт за мной, стало забывать, что такое война, постоянно приходится напоминать и напоминать». 

По всему с учётом такого активного продвижения ленты к массовому зрителю на практически государственном уровне «Сапёры» УЖЕ стали однозначной удачей современного кинопроцесса? И режиссёр Щербаков успешно осуществил свои чаяния? Только вот зритель смущённо теряется в оценке. И кинокритики, обычно придирчиво разбирающие очередную отечественную ленту, тоже как-то вяло реагируют. Тема-то на самом деле святая. И сказать, что фильм, увидевший свет в преддверии празднования 63-й годовщины Великой Победы, не состоялся, вроде бы неловко. Потому что когда выполняешь такую работу, то нет права на ошибку. Кстати, полное название у картины и есть: «Сапёры. Без права на ошибку». 

Фильм этот определён как продолжение совместной российско-украинской четырёхсерийной ленты «Двое и война», снятой в прошлом году тоже в преддверии 9 Мая. О нём говорили как о «самом масштабном на постсоветском пространстве за последние 25 лет». Хорошо, что такой проект связан именно с Украиной, чьи неоднозначные политические метания привели к проникновению гитлеровского десанта в XXI веке в самое её сердце – Киев. А как иначе оценить продажу детям в магазинах города куклы Гитлера с набором привлекательных аксессуаров? Только грустно, что совместная миссия дружественных кинематографистов оказалась исполненной на таком низком профессиональном уровне. 

Вообще у «Сапёров» три режиссёра. Сам Борис Щербаков, его сын Василий и Виктор Кустов. Сценарий написал Сергей Сергеев. В фильме кроме старшего Щербакова снялись Александр Суворов («Взрыв на рассвете»), Саят Абаджян, Татьяна Ошуркова («Белый танец», «Солдат Иван Чонкин»), Ян Цапник («Противостояние», «Охота на Золушку»), Евгений Крылов. 

Команда вроде бы и сильная. Только вот нет зрительского сопереживания ни героям, ни событиям, отражённым в «Сапёрах». Не щемит сердце, как в «А зори здесь тихие…», нет особого душевного подъёма, как в «Судьбе человека». Хотя поводов для сострадания в фильме достаточно. Даже с избытком.

События разворачиваются на оккупированной немцами территории. Наши партизаны-сапёры пускают под откос поезда с техникой врага, которую вынуждены до этого ремонтировать на захваченном фашистами советском заводе пленные красноармейцы. Показаны жестокость немцев в обращении с военнопленными, зверства фашистов по отношению к мирному населению. Борьба советских подпольщиков и трёх (!) партизан совместно с не смирившимися с пленом советскими солдатами против ненавистных захватчиков. И – любовь оставшегося в живых главного партизана и советской девушки, ставшей из страха перед смертью предательницей – переводчицей у фрицев. Но своей героической смертью она искупила вину перед Родиной. Получилась такая лубочная патриотическая агитка. Наивная, с анекдотическими диалогами, вызывающими досадливую усмешку. 

Предсказуемые сцена за сценой – ошибки режиссёра, как незадачливого сапёра. Актёрам просто негде раскрыться. И вдруг с омерзением понимаешь: а главный-то фашистский гад – «советского производства». Из поволжских немцев, который сбежал в нацистскую Германию, когда «большевики расстреляли его отца». И он беспощадно мстит бывшей когда-то своей Родине. Только получается – не строю, а безвинным женщинам и детям. Последних он с особой жестокостью посылает «разминировать» поля для прохода военной техники. Вроде бы – фашист проклятый. А вроде бы?.. Зато вот коренной немец, вроде бы по званию и должности выше того гада, в трактовке создателей фильма предстаёт «жертвой нацистского строя». Он трагически рефлексирует, видя кровавые «издержки» войны, упивается дорогими напитками, красиво извлекает мелодии из конфискованного у местного населения инструмента, безнадёжно и по-рыцарски чисто любит русскую переводчицу Елизавету, переименованную в Эльзу, и – спасает свою честь настоящего офицера посредством самоубийственного выстрела в голову. Арийская кровь, орошающая белые клавиши старенького пианино… Красиво. 

Хотя справедливости ради стоит отметить, что в «Сапёрах» есть и с нашей стороны приятный во всех отношениях герой: предатель инженер, который оказывается позже героем Сопротивления. Но это – как слабое утешение впечатлительной зрительнице… 

В своё время фильмы о Великой Отечественной войне были гордостью советского искусства и образцом для мирового кинематографа. Те же американцы закупали многие наши картины, такие как «Горячий снег». Стоило нам на этом фронте отступить, дать идеологический сбой – и сразу же в атаку на российского зрителя пошли рядовой Райан и «Пёрл-Харбор». Киногерой перестал говорить по-русски. 

И в эти весенние дни 2008 года в столичных кинотеатрах патриотическая киноакция однозначно забита валом фильмов из США, Китая, Франции и т.д. «99 франков», «Старикам тут не место», «2046», «Однажды в Вегасе», «Беовульф» и т.п. Среди них есть и вполне достойные. В том числе и российского производства. 

Один вообще премьерный: «Александр. Невская битва». Масштабное полотно об отечественной истории. Что хорошо, конечно. Только есть такое понятие, ныне широко муссируемое: «информационная безопасность». «У каждого своё кино» – так называется фильм, состоящий из 33 короткометражек, снятых всемирно известными режиссёрами на тему кино по заказу дирекции Каннского кинофестиваля к 60-летнему юбилею. Его тоже можно посмотреть. Но почему в нашей стране нет государственной воли, чтобы определить наконец концептуальный вектор развития национальной идеи через патриотическую направляющую российского кинематографа? Стране, нам очень нужны фильмы о том времени, потому что память о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – это на сегодняшний день главное, что на самом деле объединяет наш народ. 

Ведь иначе можем оказаться, по аналогии с названием ещё одного иностранного фильма, демонстрируемого 9 Мая в кинотеатрах, – «В пролёте». 

Андрей ВЛАДИМИРОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS