У каждого своё кино, или Без права на ошибку
В Москве открылся необычный кинофестиваль: «Салют Победы». Необычный – потому что не будет на нём ни пафосного жюри, ни раздачи призов лучшим кинокартинам. Все более чем 30 фильмов, показанных бесплатно в восьми столичных кинотеатрах сети ГКУП «Московское кино», уже победили сердца самого неангажированного судьи – зрителя. Они по праву вошли в золотой фильмофонд отечественного кинематографа: «Летят журавли», «Судьба человека», «Никто не хотел умирать», «Дневные звёзды», «Генерал», «Два бойца», «Белорусский вокзал», «В бой идут одни старики»…
Эта некоммерческая акция продлится до 9 Мая включительно.
На новые фильмы о Великой Отечественной войне обычно собираются полные залы. Особенно если художественный уровень их соответствует ожиданию. Недавняя премьера картины режиссёра Андрея Малюкова «Мы из будущего» показала, что хорошее военно-патриотическое кино не теряется в нынешнем разнообразии киножанров. А здесь открытие ретроспективы фильмов, уже и песни из которых стали практически народными, началось с показа нового фильма «Сапёры», снятого как дебютный известным актёром Борисом Щербаковым («Берег», «Валентин и Валентина», «По прозвищу «Зверь»), ведущим «Доброго утра» на Первом канале. Борис Щербаков, актёр, сам снявшийся в десятках военных картин, за роль в одной из них – лейтенанта Никитина в фильме «Берег» по Юрию Бондареву – удостоенный Государственной премии РФ, сказал тогда на встрече: «Уже есть телевизионный вариант фильма, Первый канал купил его: к огромному сожалению, сегодня большой дефицит фильмов о войне, и поколение, которое идёт за мной, стало забывать, что такое война, постоянно приходится напоминать и напоминать».
По всему с учётом такого активного продвижения ленты к массовому зрителю на практически государственном уровне «Сапёры» УЖЕ стали однозначной удачей современного кинопроцесса? И режиссёр Щербаков успешно осуществил свои чаяния? Только вот зритель смущённо теряется в оценке. И кинокритики, обычно придирчиво разбирающие очередную отечественную ленту, тоже как-то вяло реагируют. Тема-то на самом деле святая. И сказать, что фильм, увидевший свет в преддверии празднования 63-й годовщины Великой Победы, не состоялся, вроде бы неловко. Потому что когда выполняешь такую работу, то нет права на ошибку. Кстати, полное название у картины и есть: «Сапёры. Без права на ошибку».
Фильм этот определён как продолжение совместной российско-украинской четырёхсерийной ленты «Двое и война», снятой в прошлом году тоже в преддверии 9 Мая. О нём говорили как о «самом масштабном на постсоветском пространстве за последние 25 лет». Хорошо, что такой проект связан именно с Украиной, чьи неоднозначные политические метания привели к проникновению гитлеровского десанта в XXI веке в самое её сердце – Киев. А как иначе оценить продажу детям в магазинах города куклы Гитлера с набором привлекательных аксессуаров? Только грустно, что совместная миссия дружественных кинематографистов оказалась исполненной на таком низком профессиональном уровне.
Вообще у «Сапёров» три режиссёра. Сам Борис Щербаков, его сын Василий и Виктор Кустов. Сценарий написал Сергей Сергеев. В фильме кроме старшего Щербакова снялись Александр Суворов («Взрыв на рассвете»), Саят Абаджян, Татьяна Ошуркова («Белый танец», «Солдат Иван Чонкин»), Ян Цапник («Противостояние», «Охота на Золушку»), Евгений Крылов.
Команда вроде бы и сильная. Только вот нет зрительского сопереживания ни героям, ни событиям, отражённым в «Сапёрах». Не щемит сердце, как в «А зори здесь тихие…», нет особого душевного подъёма, как в «Судьбе человека». Хотя поводов для сострадания в фильме достаточно. Даже с избытком.
События разворачиваются на оккупированной немцами территории. Наши партизаны-сапёры пускают под откос поезда с техникой врага, которую вынуждены до этого ремонтировать на захваченном фашистами советском заводе пленные красноармейцы. Показаны жестокость немцев в обращении с военнопленными, зверства фашистов по отношению к мирному населению. Борьба советских подпольщиков и трёх (!) партизан совместно с не смирившимися с пленом советскими солдатами против ненавистных захватчиков. И – любовь оставшегося в живых главного партизана и советской девушки, ставшей из страха перед смертью предательницей – переводчицей у фрицев. Но своей героической смертью она искупила вину перед Родиной. Получилась такая лубочная патриотическая агитка. Наивная, с анекдотическими диалогами, вызывающими досадливую усмешку.
Предсказуемые сцена за сценой – ошибки режиссёра, как незадачливого сапёра. Актёрам просто негде раскрыться. И вдруг с омерзением понимаешь: а главный-то фашистский гад – «советского производства». Из поволжских немцев, который сбежал в нацистскую Германию, когда «большевики расстреляли его отца». И он беспощадно мстит бывшей когда-то своей Родине. Только получается – не строю, а безвинным женщинам и детям. Последних он с особой жестокостью посылает «разминировать» поля для прохода военной техники. Вроде бы – фашист проклятый. А вроде бы?.. Зато вот коренной немец, вроде бы по званию и должности выше того гада, в трактовке создателей фильма предстаёт «жертвой нацистского строя». Он трагически рефлексирует, видя кровавые «издержки» войны, упивается дорогими напитками, красиво извлекает мелодии из конфискованного у местного населения инструмента, безнадёжно и по-рыцарски чисто любит русскую переводчицу Елизавету, переименованную в Эльзу, и – спасает свою честь настоящего офицера посредством самоубийственного выстрела в голову. Арийская кровь, орошающая белые клавиши старенького пианино… Красиво.
Хотя справедливости ради стоит отметить, что в «Сапёрах» есть и с нашей стороны приятный во всех отношениях герой: предатель инженер, который оказывается позже героем Сопротивления. Но это – как слабое утешение впечатлительной зрительнице…
В своё время фильмы о Великой Отечественной войне были гордостью советского искусства и образцом для мирового кинематографа. Те же американцы закупали многие наши картины, такие как «Горячий снег». Стоило нам на этом фронте отступить, дать идеологический сбой – и сразу же в атаку на российского зрителя пошли рядовой Райан и «Пёрл-Харбор». Киногерой перестал говорить по-русски.
И в эти весенние дни 2008 года в столичных кинотеатрах патриотическая киноакция однозначно забита валом фильмов из США, Китая, Франции и т.д. «99 франков», «Старикам тут не место», «2046», «Однажды в Вегасе», «Беовульф» и т.п. Среди них есть и вполне достойные. В том числе и российского производства.
Один вообще премьерный: «Александр. Невская битва». Масштабное полотно об отечественной истории. Что хорошо, конечно. Только есть такое понятие, ныне широко муссируемое: «информационная безопасность». «У каждого своё кино» – так называется фильм, состоящий из 33 короткометражек, снятых всемирно известными режиссёрами на тему кино по заказу дирекции Каннского кинофестиваля к 60-летнему юбилею. Его тоже можно посмотреть. Но почему в нашей стране нет государственной воли, чтобы определить наконец концептуальный вектор развития национальной идеи через патриотическую направляющую российского кинематографа? Стране, нам очень нужны фильмы о том времени, потому что память о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – это на сегодняшний день главное, что на самом деле объединяет наш народ.
Ведь иначе можем оказаться, по аналогии с названием ещё одного иностранного фильма, демонстрируемого 9 Мая в кинотеатрах, – «В пролёте».