«Литературная газета» постоянно предоставляет свои страницы авторам из Санкт-Петербурга, поскольку в Северной столице литературная жизнь ни на минуту не затихает. На берегах Невы активно работают как известные, так и начинающие литераторы, и они высоко ценят внимание «ЛГ» к их творчеству. Андрей Кивинов в позапрошлом году уже делился своими творческими планами с читателями на страницах газеты, но в его творчестве наметилась новая линия, которая открывает его читателям с ещё неизвестной для них стороны.
Собкор «ЛГ» встретился с писателем Андреем КИВИНОВЫМ.
– Андрей, ваше имя ассоциируется прежде всего с «Улицами разбитых фонарей», «Убойной силой» и прозой на милицейскую тему, хотя в вашем творчестве есть и другие направления. Не обидно?
– Да, действительно, в последние лет пять я отошёл от милицейской темы, по крайней мере в литературе. Но никакой обиды нет – плохо, когда вообще ни с чем не ассоциируют. Думаю, когда появятся экранизации моих последних творений, статус сугубо «милицейского» автора изменится.
– А что сейчас экранизируется?
– Во-первых, роман «Каникулы строгого режима», написанный мной в соавторстве с Фёдором Крестовым, человеком, проведшим в местах лишения свободы двенадцать лет. Это будет полнометражная лента для показа в кинотеатрах. Режиссёр Игорь Зайцев, знакомый зрителю по сериалу «Есенин». В главных ролях Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев. По жанру это криминальная комедия, что-то типа «Джентльменов удачи», только наоборот. Там воспитатель вынужден стать беглым уголовником, а здесь беглые уголовники вынуждены стать воспитателями в пионерском лагере, чтобы их не поймали. В итоге они перевоспитываются сами. Премьера фильма намечена на 1 апреля будущего года.
Во-вторых, повесть «Трудно быть мачо». Двухсерийную ленту по заказу Первого канала снимает питерский режиссёр Вячеслав Сорокин. Это своего рода производственный роман в стиле Артура Хейли о буднях крупного супермаркета, но на переднем плане любовная история между начальником службы безопасности и продавщицей. Премьера тоже в будущем году.
И, наконец, готовится к постановке фильм по мотивам повести «Чёрный мерин». Экранная версия будет называться «Курьер из «Рая». Это сатирическая комедия, главный персонаж, молодой курьер из туристической фирмы. Вообще сейчас с комедиями дефицит, их снимать намного труднее, нежели драмы. Нужен особый режиссёрский дар. Надеюсь, всё получится.
– А самому снять ничего не хотелось? В качестве режиссёра?
– Нет, это не знакомая мне профессия. Другое дело, что сейчас кино не столько режиссёрское, сколько продюсерское. Это относится и к сценарной работе. Продюсер довольно активно контролирует материал, и последнее слово за ним. Ну и ответственность в случае провала он делит с авторами. Поэтому сейчас я пытаюсь выступить в роли сопродюсера, где ответственность за литературный сценарий полностью ляжет на меня. Речь идёт об экранизации романа «Псевдоним для героя». Это тоже комедия, на сей раз о работе масс-медиа. То есть опять не милицейская тема. Попытаемся снять четырёхсерийный фильм.
– А что нового на литературном фронте?
– Только что закончил работу над повестью «Подсадной», где главный герой – милицейский информатор. Тема довольно острая и спорная. С одной стороны, львиная доля тяжких преступлений раскрывается с помощью этих людей, а с другой – всем известно отношение к «стукачам» в нашем обществе. И у моего героя тоже нелёгкий выбор – прежде всего нужно найти внутреннее оправдание для самого себя. Несмотря на то, что в повести много юмора, по жанру это всё-таки драма.
Вообще мне более интересны человеческие истории и судьбы, поэтому я не считаю себя автором детективов, где образ сыщика особо раскрывать не надо. Задал один раз – и ставь его на конвейер. Поэтому даже в моих ранних милицейских повестях «сквозные персонажи» задерживались максимум на семь историй. Кто кого за что убил – забывается через пятнадцать минут после прочтения. Например, не так давно повторяли первые серии «Фонарей», так я, если честно, сам не мог вспомнить некоторые сюжеты. А человеческие истории, как правило, не забываются.
– Вы продолжаете служить в милиции?
– Буквально на днях вышел на заслуженный отдых, то есть на пенсию. Теперь я подполковник милиции в отставке. Ушёл с должности начальника курса школы милиции.
– Не грустно было уходить? Всё-таки столько лет в погонах.
– Конечно, грустновато. Я привык работать в коллективе, да и лучшие годы жизни связаны с милицией. У многих, кстати, процесс адаптации проходит очень болезненно. Но, надеюсь, у меня этого не случится, потому что у меня осталось творчество, которое из хобби, возможно, превратится в профессию. Пока не устроюсь на какое-нибудь новое место.
– Трудоустройство связано с финансовыми мотивами?
– Не только. Литературой, например, я зарабатывал намного больше, чем на службе в милиции. Но не уходил. Дело в том, что я не отношу себя к чистым писателям, которые могут творить, не выходя из комнаты. Мне нужен социум, общение, подпитка. Без этого я «заглохну». Писателям-фантастам в этом плане проще. Поэтому сейчас и решил попытать счастья в продюсировании.
– Кстати, о фантастике. Не хотите себя попробовать?
– Единственный опыт в этом жанре – повесть «Мент обречённый», написанная для проекта «Время учеников». Это своего рода перепев повести Стругацких «Град обречённый». А что касается фантастики вообще, то вряд ли… Мне ближе реалистическая проза в стиле Владимира Кунина, Юрия Полякова, Ремарка. Ещё один опыт в литературе – сборник рассказов «Чёрная метка», написанный под влиянием английского классика чёрного юмора Роальда Даля. Но это, конечно, не слепое подражание. Кстати, думаю и дальше возвращаться к этой теме. Увы, смешное и страшное в нашем обществе перемешалось.
– Ваша супруга Виктория Шервуд тоже занимается литературным творчеством. Как живётся двум писателям под одной крышей?
– Нормально живётся. Вика – мой первый редактор и критик. Иногда даёт советы, а иногда и прописывает для меня любовные сцены, которые я не люблю сочинять. Но зато я по её последней книге «Куклы колдуна» написал сценарий восьмисерийного телефильма, съёмки которого тоже идут полным ходом. То есть творческое сотрудничество.
– А дети не собираются идти по литературным стопам?
– Пока нет. Сын заканчивает юридический факультет, приёмная дочь занимается вокалом и будет поступать в музыкальное училище. Но вообще-то в их возрасте я тоже не собирался становиться писателем. К этому приходишь, когда есть что сказать.
– А в вашем роду не было писателей?
– По моим данным, нет. Предки по отцовской линии (Пименовы) жили в российской глубинке, в Псковской области. Довольно большой крестьянский род. Причём род был вольным, то есть не крепостным. Отец тоже родился там, а после войны переехал в Ленинград, где и познакомился с мамой, которая родом из Мурманска.
– Вопрос довольно банальный, но всё же. У вас есть хобби, помимо литературы?
– Раз в неделю я гоняю в хоккей с командой ветеранов. Это увлечение детства. Одно время собирал макеты кораблей, ведь по образованию я инженер-кораблестроитель. Но сейчас на моделирование нет времени. Ещё люблю смотреть кино и играть в компьютерный футбол. Болею за «Зенит». Ну и, конечно, стараюсь следить за литературными новинками. Кстати, хобби подразумевает под собой получение удовольствия. Так вот, как ни странно, но литература и сценарии для меня не столько удовольствие, сколько тяжёлый труд. Иногда в буквальном смысле привязываешь себя к рабочему столу. Ни на минуту не прекращается поиск сюжетов и идей. Ведь даже в отпуске ты не можешь отвлечься от этого! И даже во сне. Особенно когда есть обязательства перед издателями и продюсерами. И нельзя халтурить, нельзя повторяться. Поэтому утверждение, что сочинительство – это не работа, а так, баловство, – полная глупость. Ещё неизвестно, что проще – вагон картошки разгрузить или небольшой рассказик написать.
Беседу вёл