Космос – моя судьба. Записки из «Матросской тишины». В двух томах. Общество сохранения литературного наследия. – М.: 2012. т. I – 672 с., с ил., т. II – 864 с., с ил. – 1000 экз.
Олег Дмитриевич Бакланов – видный государственный и партийный деятель последних десятилетий СССР. Был министром общего машиностроения, секретарём ЦК КПСС, курирующим вопросы обороны. Когда-то скульптор Эрнст Неизвестный метко разделил работников ЦК на «красненьких» и «синеньких». Первые – политиканы, политруки, интриганы и горлодёры, вторые – специалисты, которые пашут. Олег Бакланов безусловно – «синенький». Это усилиями таких, как он, и его личными усилиями не в последнюю очередь, СССР стал второй по экономической мощи державой (нынешняя Россия – на 67-м месте), достиг военного паритета с США. Мир ещё сохраняется (о локальных войнах речь не идёт) благодаря наработкам советского времени. «Если мы не удержим наш ракетно-ядерный потенциал на необходимом уровне, – пишет Олег Бакланов, – США быстро сделают с нами то, что сделали с Югославией», И это неоспоримо, что бы ни болтали бывшие «красненькие», начиная с Горбачёва, и ни писали малограмотные и лукавые сочинители, заискивающие перед Западом подражатели вроде Алеся Адамовича, который, как мы помним, патетически восклицал: «Всё! Отвоевались!» Восклицал именно в те дни, когда рушился СССР.
Значительная часть книги посвящена истории создания нашего ракетно-ядерного потенциала, в частности системы, которой «баклановцы» дали имя «Воевода», а американцы – «Сатана» (как говорится, почувствуйте разницу). Она производит залп 50 ракетами, из которых только десять – боевые, несущие реальную угрозу, а сорок – ложные цели для отражающего удара противника. «Космос – моя судьба» станет настольной книгой для историков, которые будут писать о реальной истории СССР, а не о диссидентской возне на непроветренных кухнях.
Конечно, много внимания уделено в книге драматическим событиям 1991 года, и прежде всего – неудавшейся попытке ГКЧП, членом которого стал Олег Бакланов, спасти СССР. Автор самокритичен. «Жалею, что действия ГКЧП не были более энергичными», – пишет он. И ещё: «Мы проявили мягкотелость. Советская власть в конечном счёте погибла из-за своей гуманности». «Надо было, – пишет Олег Бакланов, – арестовать 20–30 человек». И добавляет: «Мы ничего не боялись, но на кровь не шли». За участие в ГКЧП Олег Бакланов просидел полтора года в тюрьме, в «Матросской тишине», в унизительных условиях. Но не озлобился. Да, он прямо называет Горбачёва, Яковлева и Шеварднадзе предателями, да, он с усмешкой говорит о жалком Нишанове, но, как представляется, не воздаёт должное Лукьянову (русские люди склонны жалеть «пострадавших»). И только намекнул Олег Бакланов на негативную роль жены Горбачёва, а ведь уже опубликованы откровения бывшего генсека о том, что она раньше его самого осознала необходимость уничтожения коммунизма (читай – СССР) и подталкивала мужа к занятию всё более высоких должностей. Но это, как говорится, придирки к очень хорошей и очень честной книге. И очень горькой.
Автор много пишет о своём, по-видимому, любимом детище, космическом аппарате «Энергия-Буран». Пишет о том, что «его убили», а ведь «уже маячил полёт на Марс». А теперь какой там Марс…