Эльдар Рязанов лично представил гостям киноклуба «Эльдар» новую ленту документалиста Галины Долматовской «Счастливчики 60-х». В зале – искушённая публика: это они «шестидесятники», кто с подругами, кто с внуками. Галина Евгеньевна и сама, как тогда говорили, из той компании героев её фильма. Этот факт привнёс в повествование аутентичность и не потребовал отстранённости…
Полтора года кропотливой работы с хроникой в Красногорском архиве, фотографиями из частных собраний, воспоминаниями участников-очевидцев ушло на то, чтобы сделать документальный фильм о странном, уникальном десятилетии – о 1960-х. Плеяда имён, скандальные биографии, мировая известность… После грозы ХХ съезда партии в наэлектризованном воздухе появились на свет под простецким прозвищем (данным Станиславом Рассадиным) «шестидесятники» новые люди – творческие интеллектуалы, говорящие простым языком, оптимистичные либералы, обаятельные бунтари. «Оттепель» как началась весной, так и закончилась весной, Пражской весной. Но прежде чем разочароваться в своих совпадающих с общечеловеческими идеалах, они написали книги и картины, спели и прокричали стихи, изваяли скульптуры и построили ракеты, спорили, выясняли, стремились, достигали. Марлен Хуциев делает их групповой портрет в картине «Застава Ильича (Мне 20 лет)»; очертил образ Юности Стасис Красаускас; фронтовик Эрнст Неизвестный открывает тему боли и страдания в «неформальном искусстве»; Андрей Вознесенский с кафедры Политеха призывает: «Айда в кино!»; Василий Аксёнов находит актуальными вопросы Гамлета; Алексей Козлов вступает в джаз; Андрей Тарковский видит «предчувствие перемен» в творчестве Андрея Рублёва (Русские люди уверовали в свою силу, в своё окончательное освобождение); Эльдар Рязанов снимает гротескный фильм «Человек ниоткуда»; беззащитно запрокинув голову, Белла Ахмадулина предстаёт новым эталоном «вечной Женственности»… И перечислить всех невозможно – такое впечатление, что вся страна взметнулась в едином порыве. Сегодня их энтузиазму, восторгу и жажде жизни можно легко позавидовать. Казалось бы, всего каких-то семь-восемь лет – а целая эпоха! «У нас хоть были 60-е!» – похвасталась Алла Демидова. И друзей прекрасные черты…
Уже есть и ещё будут попытки анализа шестидесятников всех вместе и порознь как явления – это задача культурологическая. «Счастливчики 60-х», безусловно, из ряда таких попыток. Неспешный ритм картины приглашает зрителя вспомнить (кто знает), понять и ощутить (кто опоздал). Поток интереснейшей информации, галерея образов ставит фильм на уровень энциклопедии. Автор делает акцент на том факте, что эпицентром творческой мысли с самого начала «оттепели» была «Литературная газета», в штате которой тогда состояла Г. Долматовская. Это вдохновляет – ведь мы всё-таки наследники! Только жизнь сейчас совсем другая, ценности не те, энергетика иная. Невольно возникают сопоставления, и, увы, не в пользу нынешнего состояния… Да и сами герои документального исследования – сегодняшние, помудревшие, уставшие, осиротевшие – поначалу идеализируют, ностальгируют, а потом ищут сопоставления и делают выводы. Римма Казакова верно замечает: «Вы отмываете грязные деньги, мы отмывали грязное время». «Грязное» – после 1950-х, 40-х, 30-х, 20-х… Кто-то должен был взяться за такую работу. Благородная миссия, мировоззренческий подвиг?.. Но здесь выбор целого поколения! Прослеживается путь этого движения от первых смелых ростков к упоительному забытью успеха, общности, созидательности; через внезапное диссидентство и вынужденную эмиграцию к фиаско идеализма, когда каждый идеалист-одиночка упирается лбом в Берлинскую стену. А потом снова громогласное: «Перемен! Мы ждём перемен!» – и горькое отрезвление… Опять-таки невольно возникает ассоциация с недавними событиями. Это какой-то замкнутый круг: очередное поколение стремится туда, где уповали на «светлое будущее» и шестидесятники, и те, кому «песня строить и жить» помогала. И выйдут люди из леса, наступив на чьё-то сердце, оглянутся, поностальгируют, сделают выводы. Ах да, ценности-то другие…