Издательство «Феория» публикует новейшие труды историков, филологов, философов, писателей и культурологов, современные политологические исследования, мемуары и документы из российских и зарубежных архивов. У нас в гостях – главный редактор Михаил Филин.
– Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Гоголя. Скажите, что значит для вас его творчество?
– Один из наших авторов, дипломат Пётр Стегний, занимается историей времён Екатерины Великой и убеждён, что это очень помогает его нынешней деятельности. Я сам льщу себя надеждой, что мои изыскания по истории литературы XIX века полезны для меня как редактора, ведь издательские проблемы вряд ли сильно изменились со времён Пушкина и Гоголя. Разве что масштабы теперь другие, и контекст – экономический, идеологический – иной, но проблемы-то те же. Часто бывает, что произведения Николая Васильевича воспринимаются как написанные только что, причём с натуры. Увы, в издательской деятельности хватает и своих Хлестаковых, и Чичиковых, и Поприщиных, но это не значит, что все издатели – Плюшкины.
– Давно ли существует ваше издательство, что означает его название?
– «Феория» – слово греческое, его приблизительно можно перевести как «наблюдение, исследование». По-моему, название полностью соответствует той деятельности, которая поставлена нами во главу угла. А издательство существует недавно, с осени 2008 года. Мы – часть крупной компании «Дизайн. Информация. Картография», выпускающей карты и историко-культурные атласы с серьёзными сопроводительными текстами, репродукциями гравюр и картин. Генеральный директор Андрей Притворов – человек просвещённый и оригинально мыслящий, мы с ним, похоже, нашли общий язык и выработали стратегию развития издательства.
– Какие новые издания вы порекомендуете читателям?
– У нас вышла книга известного пушкиниста и мыслителя Валентина Непомнящего «Муза, страсть и политика», в основу которой легло исследование важного эпизода жизни Пушкина: его острейшего заочного конфликта с Адамом Мицкевичем вскоре после польского восстания 1830–1831 годов. Раздор между художниками, уважавшими и ценившими друг друга, рассматривается автором не только с политической, идейной и историко-литературной сторон, но главным образом как человеческая драма; как мучительная коллизия в творческой и духовной биографии Пушкина. Открывающие издание дневниковые записи Валентина Семёновича являются своего рода творческим отчётом учёного о проделанном им пути к публикуемому исследованию. Далее помещены пушкинские тексты, в совокупности образующие контекст драмы поэта. Сама же драма скрупулёзно анализируется в центральной части работы – в «Условии Клеопатры». Книг такого жанра и такой структуры в нашей литературе о Пушкине, кажется, ещё не было.
Нами опубликована документальная повесть уже упоминавшегося Петра Стегния «Посол III класса». Автор – доктор исторических наук, специалист по истории российской дипломатии, а также действующий дипломат, ныне посол России в Израиле. А ранее он был послом в Турции. Послом в этой же стране в третьей четверти XVIII века был и герой книги Алексей Михайлович Обресков. Этот выдающийся человек настойчиво отстаивал интересы России, добиваясь, в частности, полной свободы торговли в Черноморском регионе и права заступничества за христиан Балканских стран. Во время Русско-турецкой войны был арестован и четыре года провёл в заточении в качестве заложника. Кстати, книга Петра Стегния пользовалась большим успехом на недавней Международной книжной ярмарке в Иерусалиме.
– А есть ли у вас книги, посвящённые не только ярким историческим личностям, но и общественным движениям?
– Большой интерес представляет блестящее и небесспорное исследование Татьяны и Валерия Соловей «Несостоявшаяся революция». Эта книга предлагает радикально новый взгляд на русский национализм, в ней доказывается, что русский национализм носил не консервативный, а радикальный и даже революционный характер. Самим фактом своего существования он бросал вызов империи, угнетавшей русский народ. В книге переоценены существующие факты и наблюдения, пересмотрены основные выводы предшествующей историографии. Прослежена динамика русского национализма в двухвековой исторической перспективе и в актуальной ситуации, выявлены его смыслы в меняющихся исторических эпохах. Книга утверждает, что современный русский национализм представляет собой правозащитное и гражданское движение, демократическое и модернизационное по своей сути, и единственную идеологию формирования России как современного и демократического национального государства.
– Вы, кажется, не в восторге от литературных «наблюдений» над прошлым… Легко ли в наше время находить авторов, пишущих серьёзные исторические исследования?
– Уровень современной исторической беллетристики и впрямь оставляет желать лучшего. Но это, увы, не ново. Ещё Ключевский говорил: «Наши писатели плохо знают русскую историю за исключением графа Салиаса, который не знает её вовсе». Попутно замечу, что если понимать литературное произведение как путь к познанию, то, например, Карамзина можно счесть и учёным-историком, и историческим писателем. Но Карамзиных ещё меньше, чем Ключевских. А пути обретения авторов неисповедимы. Иногда случайно находим, иногда ведём долгую охоту или осаду, прибегаем к помощи посредников. Главное, что такие люди есть в столицах и в провинции, и выпуская их книги, я сам испытываю чувства сродни авторским.
– Что вы планируете напечатать в будущем, какие периоды истории больше всего интересуют читателей?
– Исследование нашего прошлого часто было так или иначе идеологизировано. Только сейчас наступило время, когда можно изучать события, судьбы людей вне этого прессинга. В ближайших планах издательства – биография Даниила Андреева, написанная Борисом Романовым. Это первое жизнеописание поэта и мыслителя, чьи сочинения лишь через десятилетия после его смерти заняли достойное место в нашей культуре. В книге рассказывается об истоках его мироощущения, характере мистических озарений, их духовной и жизненной основе. Вот-вот приступим к работе над книгой видного политолога Виталия Третьякова – я заранее рекомендую её читателям. Кроме этого мы планируем выпускать исследования по истории опричнины, Мальтийского ордена, декабризма, Отечественной войны 1812 года и, надеюсь, многое другое. Хочется верить, что читателей будет интересовать сама «Феория» и её серия «Записки о древней и новой России».