В огромном и гулком Кремлёвском зале она не сразу расслышала и поняла, что торжественно звучащий голос представляет её, рассказывает о её заслугах. Надо идти. Идти к президенту. В октябре 2014-го она уже встречалась с Владимиром Владимировичем, но тогда эти шаги навстречу высокому гостю дались ей довольно легко. Может быть, потому что всё происходило в родных Тарханах? Сейчас же каждый шаг казался таким тяжёлым, а время… Минута короткого пути растянулась так, что в неё, казалось, вместились все самые важные события долгой жизни. А их в судьбе директора Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Тамары Михайловны Мельниковой было немало. Сначала вспомнила о родных. Показалось – даже увидела. Будто не важные гости и официальные лица, а именно они сейчас сидят в этом зале и смотрят на неё, радуются вместе с ней, улыбаются. Мама Софья Семёновна в домашнем фартуке, а отец Михаил Борисович в опалённой боями военной форме… По-украински ласковые и добросердечные… Будто только что приехали из Ярмолинцев… Муж Геннадий… Дочь Елена… Сын Александр… В какое-то мгновение обожгло воспоминание: а ведь в «Тарханы» попала по причине совсем прозаической – в первые годы семья жила в таких стеснённых условиях, что маленькой дочурке Лене негде было даже побегать… А в музее дали квартиру со спаленкой, пусть и крохотной, отдельной кухней… И дочка играет не в коридорах коммуналки, а на свежем воздухе…
И снова встревоженный внутренний голос заглушается официальным: «…её талант организатора и учёного позволили не только провести качественную реставрацию в музее, но и создать эмоционально переживаемое пространство, в котором формировался характер и мировоззрение великого русского поэта. Многолетняя кропотливая, поистине подвижническая деятельность Тамары Михайловны и всего коллектива «Тархан» обогатили теорию и практику музейного дела России…»
А ведь хотела стать учителем русского языка и литературы, окончила историко-филологический факультет Пензенского государственного педагогического института. Да и работала в восьмилетке, учила сельских ребятишек… И только в 1968-м перешла в музей-усадьбу М.Ю. Лермонтова. Трудилась старшим научным сотрудником, но вскоре была переведена на должность главного хранителя, затем – на должность заместителя директора по научной работе… А в 1977 году была назначена директором. Комплектовала фонды музея, вела реставрацию часовни на могиле М.Ю. Лермонтова, церкви Марии Египетской и Михаила Архистратига, домамузея, предварительно подготовив научное обоснование этих работ. Участвовала в организации музея А.И. Куприна в Наровчате, создании мемориальной экспозиции музея В.Г. Белинского, реставрации музея А.Н. Радищева. Именно Мельникова впервые в России, в 1990-х, инициировала и организовала комплекс мероприятий по воссозданию на территории музея-заповедника «Тарханы» функционирующих хозяйств, компонентов дворянской усадьбы XIX века. А это и очистка и зарыбление прудов, и ремонт садов, и восстановление пасеки, и возделывание сенокосных угодий… Именно она привлекла к этой работе профессионалов и лучших специалистов. В 1998–2000 годах под её началом была проведена и капитальная реставрация барского дома с восстановлением его внутренней архитектуры…
И вот Кремль. Все смотрят сейчас только на неё. Осталось всего несколько шагов… На ходу понимает: надо улыбнуться в ответ на улыбку президента… Получилось… Потому что вдруг «увидела» улыбки самых родных людей: мужа Геннадия – тарханского живописца, сына Саши, внучки Женечки… Она самый счастливый человек на свете, потому что у неё всё получилось, потому что сейчас вся Россия слышит слова, обращённые к ней: «Государственная премия в области литературы и искусства вручается… за комплексное восстановление музея-заповедника, возрождение традиций усадебной культуры, популяризацию творческого наследия Михаила Лермонтова…» А она в ответ произнесёт выстраданные и почти заученные наизусть слова о любимом поэте: «Уважаемые друзья, работа моя приносит мне очень много радости, как вы понимаете, потому что связана с творчеством и личностью Михаила Юрьевича Лермонтова. И вы знаете, чем больше знакомишься с Лермонтовым, тем больше понимаешь, что он совершенно неисчерпаем, что сейчас для нас очень важно, он современен».
Теперь легко сказать «получилось». А было время, когда всерьёз воевала с местной властью, которая не хотела строить дороги и благоустраивать территорию, даже с односельчанами: те всё норовили в тарханские пруды помои выливать. И так и сяк уговаривала, объясняла горячо и без устали… Решение пришло само собой, когда почти всё население села Лермонтово стало работать в музее-заповеднике... Но для этого музей должен был приобрести статус федерального! Добилась и этого! И преобразилось село: свет, водопровод и газопровод, очистные сооружения, дороги… Но разве может один человек всё это сделать? Думаю, в эти короткие торжественные минуты вспомнила она и своих учителей, вдохновителей, помощников, союзников: секретаря Пензенского обкома КПСС Георга Мясникова, руководителя «Газпрома» Рэма Вяхирева, губернатора области, коллег и сотрудников музея…
А при чём тут глава «Газпрома»? Вот как об этом вспоминает заместитель директора «Тархан» Н.К. Потапова: «Работа по реставрации прудов предстояла огромная. Тамара Михайловна объехала все заповедники, где есть пруды, которые когда-либо чистились, и выбрала приемлемый для нашего музея способ. Но несколько лет пришлось ждать финансирования. Только в 1999 году, когда губернатор Пензенской области, воспользовавшись находкой сотрудников музея о родовых корнях главы «Газпрома» Р.И. Вяхирева, привёз в «Тарханы» его самого, дело сдвинулось с мёртвой точки. Как в процессе экскурсии, говоря о М.Ю. Лермонтове, Тамара Михайловна сумела убедить Рэма Ивановича взяться за очистку пруда и профинансировать всё это, что говорила и какие доводы приводила, неизвестно. Но пруд вычистили, а кроме этого отреставрировали барский дом и фондохранилище, построили административное здание и конюшню». Ну а Мясников… Именно он в своё время разглядел в молодом специалисте талантливого руководителя. И не ошибся!
Визит Александра Солженицына в Тарханы, 1995 год
Правда, главным своим ангелом-хранителем Мельникова считает… Михаила Лермонтова. Это с его именем она шла по жизни, решала проблемы, открывала двери любых кабинетов. «Лермонтов – один!» Так любит говорить Тамара Михайловна. Именно ему решила она посвятить свою жизнь, свой труд, свои научные изыскания, даже телевизионный цикл программ. Приехала в 1999-м на Пензенскую студию телевидения и сказала: «У нас – Лермонтов». И в годы подготовки к 200-летнему юбилею поэта повела за собой и журналистов. Всех объединила и повела!
Может быть, и не так всё было в те торжественные минуты в Кремле. И скорее всего, не так. Да и неважно, о чём вспоминала тогда Тамара Михайловна. Важно, чтобы мы знали и помнили о том, что сделала эта удивительная женщина, директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» для музея, для Пензенского края, для страны! А мы знаем и помним, что «Тарханы» сегодня – это один из лучших музеев России!
Когда-то скромный домик с примитивной экспозицией, теперь – три музейных комплекса: барский дом и барская усадьба с заповедным парком, фруктовыми садами, прудами, дубовой рощей. Это мемориальные церкви. Это коллекция музея с вещами поэта, его родственников и друзей. Это рисунки Лермонтова, книги поэта. Это крупнейший культурно-просветительский центр и центр лермонтоведения, в котором достойное место занимает и книга заслуженного работника культуры России, лауреата Государственной премии РФ Т.М. Мельниковой «И дышит непонятная святая прелесть в них»… Вот что мы должны знать и помнить: у Мельниковой «Лермонтов – один», а у нас – Лермонтов, «Тарханы» и Тамара Михайловна Мельникова. Многая лета!
«ЛГ» поздравляет Тамару Михайловну Мельникову с юбилеем! Здоровья, счастья, новых свершений!
ФАКТ
Результатом творческой, научно-исследовательской, организационной деятельности Т.М. Мельниковой стало создание уникального музея-заповедника, достоверно воссоздающего образ лермонтовского времени и на высоком профессиональном уровне обеспечивающего сохранность, восстановление, изучение территориальных комплексов культурного и природного значения в их традиционно сложившейся исторической среде. Ежегодно музей привлекает более 250 тысяч российских и зарубежных туристов, развивая интеллектуально-познавательный туризм в Пензенском регионе и в России в целом.