Контрафактный сериал
Ведь нам, актёрам, жить не с потомками,
а режиссёры – одни подонки...
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Ветераны ругают «Диверсантов». Действительно, сцены военных действий близки к реальным историческим событиям меньше, чем приключения мушкетёров Дюма к происшествиям соответствующей эпохи. В нашем случае живы свидетели и участники, да и правдивые фильмы о военных разведчиках были (замечу, очень хорошие). По прозе Богомолова: гениальное, трагическое «Иваново детство», щемящая, трепетная «Зося» и, наконец, «В августе 44-го»,
а кроме того, «Звезда» по Казакевичу (в двух изданиях) и недавно прошедший добротный сериал «Смерть шпионам». Но военная правда Первому каналу, похоже, не нужна, нужна либеральная мифология, сопровождаемая беспардонной саморекламой, – программа «Время» неоднократно и мужественно боролась с контрафактными «Диверсантами», как будто это единственный случай подделки. Но дело в том, что сам фильм – вопиющий случай исторического контрафакта.
В сериале наши разведчики воюют в основном друг с другом, с женщинами и начальством, а в свободное от внутренних разборок время отстреливают немцев – лихо, играючи, как ковбои в американских вестернах индейцев. «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа...» – кровавые строчки войны. Нет, здесь именно фейерверк, экшен, криминальное чтиво с элементами сексуального эксгибиционизма. В разбомблённом Берлине – белоснежные, целёхонькие евроокна, воины-победители беспрерывно пьют мутный самогон (где они его там достали?). Бобриков (Кирилл Плетнёв) заставляет пожилую немку (её играет замечательная Эва Шикульска) привезти к нему двух её дочек, размалёванных под проституток. Слава богу, после истерического припадка насиловать их передумал и, переодевшись чуть ли не в Рауля Валленберга, едет в Швейцарию за сладкой жизнью (шоколадом?!). Второго мушкетёра (Алексей Бардуков) «сдаёт органам» коварно переспавшая с ним артистка военного танцевального ансамбля. Почему, зачем? Всенепременно они должны пройти через лагерь – ну куда без мордатых вертухаев, мудрых паханов и садистов-начлагов? К концу военной части сериала герой талантливого Владислава Галкина превращается вдруг из надёжного отца-командира в тупого алкоголика-шовиниста, издевается над немкой-хозяйкой квартиры, а потом убивает её. О реальной деятельности разведки по борьбе с нацистским подпольем ни слова…
Но артисты очень хорошие. Они героически оправдывают предлагаемые сценаристами и продюсерами обстоятельства. Запомнился печальный персонаж Игоря Скляра, как будто это – его же герой из «Мы из джаза», только сильно постаревший и обозлённый, на удивление трогательна героиня Юлии Рутберг, хороши и Василий Бочкарёв, и Александр Лыков, и Вячеслав Разбегаев, и Игорь Бочкин, и Алексей Гуськов, убедительно сыгравший уголовного авторитета (опять воровская романтика!)... Они не виноваты или виноваты лишь в том, что получили предложение, от которого не смогли отказаться.
Смею утверждать, что актёрская школа в России – по-прежнему лучшая в мире. Ну а вот те, кто «заказывает музыку»… Голливудские продюсеры «создали» когда-то Америку, российские же неплохо зарабатывают на растаптывании или опошлении истории родной страны... На телевидении ходит байка (не имеющая, конечно, никакого отношения к действительности) об обыкновенной схеме финансирования «телепродукта»: из 20 условных миллионов, необходимых для съёмок фильма, 5 возвращается заказчику в виде отката, другие 5 продюсер-производитель сразу кладёт себе в карман, а уж оставшиеся 10 идут на съёмки фильма. О каком качестве (нравственности и историчности) может идти речь при такой сумасшедшей рентабельности?
Впрочем, отечественные умельцы и практически из ничего могут сделать продукт-конфетку. Сериал «Татьянин день» собирает зрительскую аудиторию, почти такую же, как «Санта-Барбара». Научились наши делать. Характеры, мягко говоря, не шекспировские, но нашенские, из жизни нарождающегося (пока только на телевидении) среднего класса. Обозначенные правила игры, отсутствие претензий на разоблачение «свинцовых мерзостей», верный тон в актёрском существовании, теплота и незатейливый юмор гарантируют сериалу долгий успех у так называемого широкого зрителя.
Здесь вам не тут
Беня говорит мало, но он говорит смачно…
Исаак БАБЕЛЬ
В первых сериях «Ликвидации» (канал «Россия») говорят смачно и много. Одесский колорит кажется даже чрезмерным, но потом он вместе, к сожалению, с напряжённостью действия как-то стал пропадать. Создавалось, возможно, обманчивое впечатление, что продюсеры намеренно «затянули резину», растягивая метраж. Однако вызывает уважение точность создателей в передаче «послевоенного воздуха времени», а попытка соединения в лице главного героя образов Глеба Жеглова и Бени Крика неожиданна и любопытна. Не только Гоцман Машкова, но и другие актёрские работы весьма интересны. И Сергея Маковецкого, и Константина Лавроненко, и Владимира Меньшова, и Константина Желдина, и Ксении Раппопорт (на снимке)...
О «Преступлении и наказании». До того как приступить к экранизации великого романа Достоевского в 1969 году, Лев Кулиджанов снял такие шедевры советского кино, как «Дом, в котором я живу» и «Когда деревья были большими», а современный режиссёр Дмитрий Светозаров – криминальные шедевры: «Менты» и «Агент национальной безопасности». Другой опыт, другие времена, и «Преступление» другое. Но актёры и тогда, и сейчас очень хорошие. Правда, главный герой в новой экранизации несколько странный (а не странен кто ж?), в отличие от описанного Достоевским невысокий и с могучим римским профилем, который поначалу несколько отвлекает. Но, судя по тем интервью, которые Владимир Кошевой успел дать, и по тому, как он за кадром произносит внутренние монологи Раскольникова, это актёр умный, «он в материале». Странно также, что в важнейшей сцене встречи Раскольника с Мармеладовым режиссёр «пожалел» крупных планов для выдающегося артиста Юрия Кузнецова – один его «крупняк» в сцене умирания Мармеладова сказал больше, чем многие предыдущие сцены. Очень хорош Разумихин (Сергей Перегудов), и, конечно, сразу оживило действие появление Порфирия Петровича (Андрей Панин – достойный «продолжатель дела» Иннокентия Смоктуновского)…
Сериалы эти ещё не закончились – досмотрим их с пристрастием.
Есть надежда
Веленью Божию, о муза, будь послушна…
Александр ПУШКИН
Телеканал «Евро ньюс» на прошлой неделе многократно повторил сюжет об албанских крестьянах, проживающих на территории Сербии. Они жаловались на то, что соседи-сербы относятся к ним неприязненно, говорили, что боятся расправы. Выступала также неутомимая Карла дель Понто, требовала поимки Караджича и Младича. То есть ЕЭС зрителей, как говорят в высоких сферах, кошмарит жуткими сербами, чтобы поскорее дать независимость косоварам. Наш Первый канал ответил документальным фильмом, в котором показана страшная хроника геноцида сербов албанцами, убийств, уничтожения храмов... Я рад, что один из фильмов-победителей фестиваля «Волоколамский рубеж» так оперативно продемонстрировали. Но когда? Глубокой ночью и без объявления в программе. Но продемонстрировали. На неделе по «Культуре» показали и другой фильм-победитель: «Галина Шурепова – «Человек-амфибия», о котором мы тоже писали. То есть сдвиги какие-то есть. Качественное документальное кино находит дорогу на ТВ, несмотря на «желтуху», которой тяжело больны все наши телеканалы, за исключением, пожалуй, только «России» и «Культуры».
1 декабря были объявлены победители другого фестиваля «Фрески Севера» в Вологде. Главные призы конкурса неигровых фильмов получили: «Святой Георгий» (режиссёр Ираклий Квирикадзе), «Угольная пыль» (Мария Миро), «Первая высота» (Андрей Павленко), анимационных – «Жихарка» (режиссёр Олег Ужинов), «Новогодняя фантазия Кота-Мурлыки» (авторы сценария Галина Беда, Людмила Закржевская). На итоговой пресс-конференции президенту фестиваля, замечательному режиссёру-документалисту Сергею Мирошниченко был задан вопрос о перспективах телепоказа фильмов-победителей. Он выразил осторожную надежду. Вспомним, что лет 10 назад и надежд не было.
В рамках фестиваля прошла встреча отца Андрея Кураева ( на снимке) с продвинутой молодёжью города (зал Вологодской городской библиотеки был полон – уверен, что, если бы встречу устроили на стадионе, то и он был бы полон). Профессор богословия, великолепно образованный, современный и остроумный, говорил с аудиторией поклонников Гарри Поттера, «Матрицы» и «Кода да Винчи» на их языке. Я впервые видел «в действии» настоящего православного миссионера, блестящего полемиста, убедительного и тонкого собеседника. Почему Андрея Кураева не приглашают на ТВ? «Формирующие» молодёжные вкусы солнечные пофигисты вроде одарённого Ивана Урганта, лучезарные пародисты вроде Максима Галкина и разнообразные «гламурные подонки» уже, как мне кажется, сами себе надоели и «не катят». Нельзя бесконечно играть на понижение. Уверен, что ТВ-дискуссии отца Андрея на любые темы с любыми оппонентами (в том числе и с самыми отъявленными «образованцами» и сектантами) будут крайне интересны и полезны для страны, да и рейтинг не подкачает (вспомним для многих неожиданный, но вполне закономерный успех «Острова» на канале «Россия»).
А главное впечатление от фестиваля «Фрески Севера»: сама Вологда, в которой я был впервые. Потрясающий, сказочный, зимний пейзаж, обширные бульвары, невысокие старинные дома, древний Кремль, воздух чистый, какие-то немосковские, несуетные лица жителей, вечерами на улицах звучит музыка: и эстрадная, и классическая, и народная...
Почему об этом уникальном северном городе (да и о многих других, тоже замечательных) не рассказывает наше центральное телевидение? Нам показывают каждый день Садовое кольцо, Париж, Лондон, Рублёвку, тусовки, разборки…
Они надоели, как надоели многочисленные, бессмысленные сериалы и не нужные никому кроме их производителей телепроекты – у нас есть талантливые актёры и режиссёры, есть люди, которых можно и нужно слушать, есть великая культура и традиции... У нас есть наша прекрасная Родина.