Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«У нас умный читатель»

01 января 2007

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Издательство «Арт-Родник» существует с 1996 года и специализируется на выпуске книг и альбомов по искусству, посвящённых как истории искусства в целом, так и творчеству отдельных выдающихся мастеров живописи и графики. Сегодня у нас в гостях главный редактор Татьяна ХЛЕБНОВА.

– Мы выпускаем книги по искусству как отечественных авторов, так и переводные, участвуя в совместных проектах с ведущими зарубежными издательствами. Это большеформатные подарочные издания по живописи, графике, ювелирному искусству, декоративно-прикладному искусству, художественной ковке, орнаментам. Мы также издаём иллюстрированные книги по истории культуры, посвящённые истории и географии библейских земель и влиянию Библии на мировую цивилизацию; истории моды и костюма; садово-парковому искусству разных стран мира; персонажам классической мифологии.

– Какие ещё направления вы развиваете?

– Кроме искусства и истории культуры мы выпускаем книги по архитектуре, дизайну, фотографии, а также разного рода обучающие книги для тех, кто хочет научиться делать витражи, писать маслом, рисовать акварелью, а также книги по домашнему творчеству.

Раздел архитектуры знакомит читателей с историей архитектуры, а также с творчеством отдельных великих архитекторов. Под рубрикой «Дизайн» в издательстве выходят издания как для профессионалов, занимающихся дизайном ювелирных изделий, интерьеров, мебели, промышленным дизайном, боди-артом, так и для всех, кто хочет создать свой стиль и самостоятельно украсить свой дом. Раздел «Фотография» включает книги по искусству фотографии, по технике фотографии и подарочные альбомы, в которых представлены произведения известных фотографов. Большой популярностью пользуется серия «Лучшие фотографы мира», на страницах альбомов которой проводят мастер-класс и рассказывают о себе и своём творчестве самые знаменитые мастера мирового фотоискусства. Каждое издание серии посвящено одной теме, например живая природа, обнажённая натура, мода и реклама, фотожурналистика, ландшафтная съёмка, фотопортреты и т.д.

Серия «Фотографическое наследие» знакомит с творчеством великих мастеров российской фотографии Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Евгения Халдея, Ивана Шагина и многих других.

– Что характерно для современных книг по искусству?

– Сейчас выпускается очень много разной литературы. И это хорошо. Книги по искусству, истории культуры – это, конечно, не предметы первой необходимости, но это то духовное чудо, которое необходимо любому человеку. Книги по искусству всегда были дорогими и продолжают такими оставаться. Они издаются небольшими тиражами, и у них есть свой покупатель. Но мы стараемся создавать помимо подарочных вариантов изданий и более доступные серии «Малая серия искусств», «Зарубежное искусство», «Стили, течения и направления в искусстве». Они имеют формат обычной школьной тетради, содержат исчерпывающую информацию о художнике, включают от 90 до 100 иллюстраций, написаны отечественными или зарубежными искусствоведами популярным языком. Популярность изложения, кстати, – одна из новых тенденций развития современных книг по искусству.

– Но иногда стремление к популярному изложению вредит содержательности книг. Что можно противопоставить такой тенденции?

– Популярность изложения никогда не вредила содержательности книг. Популярно не значит плохо, это значит – доступно о сложном. Конечно, популярно написанная статья в научном сборнике вызовет нарекания коллег. Но популярно написанная книга для массового читателя не может быть недостатком. Необходимо при создании произведения чётко учитывать читательский адрес. Все наши книги сложные, с серьёзными текстами, включающие много дат, имён, географических названий, терминов, содержащие большое количество иллюстративного материала, и нам очень хотелось бы верить в то, что читатели наши книги по искусству с интересом читают. И не только по искусству…

Мы занимаемся также воссозданием старых многотомных книг по архитектуре. В массовом и подарочном вариантах исполнена 7-томная (в 8 книгах) «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» Гавриила Васильевича Барановского. Это очень нужная для архитекторов и дизайнеров книга, в ней во всей полноте и многообразии представлена архитектура позапрошлого века: от храмов и дворцов до лестниц и архитектурных деталей.

У нас есть альбомы, знакомящие читателей с произведениями мастеров живописи и графики, хранящимися в коллекциях ведущих музеев мира, например «Великие художники итальянского Возрождения», «Золотой век в искусстве Испании», «Париж в произведениях искусства».

Особого внимания заслуживают альбомы отечественных авторов, посвящённые культуре и искусству России: «Модерн в России», «Европейские ордена в России», «Шедевры русской иконописи», «Русский орнамент X–XVI веков».

– Возникают ли проблемы при работе над подобными изданиями?

– Некоторые сложности существуют, например не до конца отработан механизм сотрудничества издательств с музеями, не все авторы умеют писать одновременно и профессионально, и популярно, но это проблемы временные.
Сейчас очень много издаётся переводной литературы по искусству. Не стоит её бояться. Благодаря переводной литературе наш читатель получил возможность быстрее и шире ознакомиться с творчеством мастеров зарубежного искусства, с собраниями многих зарубежных музеев и с частными коллекциями. Имена многих зарубежных авторов тоже стали известны у нас, а благодаря переводам их взгляды на искусство доступны. Это особенно интересно студентам.

– Что нужно, чтобы отношения между издателями и авторами были гармоничными?

– Мы выпускаем очень красивую, сложную литературу, поэтому все, кто с нами работает: искусствоведы, журналисты, переводчики, художники, научные редакторы, – большие интеллектуалы. А главное в любых взаимоотношениях, и, конечно, во взаимоотношениях издатель – автор или издатель – переводчик, – это уважительное отношение к профессионализму друг друга.


– Какие перемены на книжном рынке произойдут под влиянием нынешнего кризиса?

– Кризис заставит издателей строже подходить к отбору выпускаемой литературы. Может быть, хороших книг и не будет больше, чем сейчас, но плохих, наверное, станет меньше, поэтому читатель быстрее найдёт нужную ему хорошую книгу. Широкое развитие получит электронная книга, но это в основном коснётся художественной литературы. Книги по искусству, содержащие высокохудожественные иллюстрации, пока электронной версией заменить нельзя. Электронной книги не стоит бояться – современному человеку она нужна, это удобно. Но парадокс в том, что тот, кто пользуется электронной книгой, любит и традиционную. Так что книги ещё долго будут нужны. У нас умный читатель. А для того чтобы он не отказался от традиционных книг, их нужно делать профессионально и с любовью.

Беседу вёл Алекс ГРОМОВ

Обсудить в группе Telegram

Алекс Громов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS