Издательство «Арт-Родник» существует с 1996 года и специализируется на выпуске книг и альбомов по искусству, посвящённых как истории искусства в целом, так и творчеству отдельных выдающихся мастеров живописи и графики. Сегодня у нас в гостях главный редактор Татьяна ХЛЕБНОВА.
– Мы выпускаем книги по искусству как отечественных авторов, так и переводные, участвуя в совместных проектах с ведущими зарубежными издательствами. Это большеформатные подарочные издания по живописи, графике, ювелирному искусству, декоративно-прикладному искусству, художественной ковке, орнаментам. Мы также издаём иллюстрированные книги по истории культуры, посвящённые истории и географии библейских земель и влиянию Библии на мировую цивилизацию; истории моды и костюма; садово-парковому искусству разных стран мира; персонажам классической мифологии.
– Какие ещё направления вы развиваете?
– Кроме искусства и истории культуры мы выпускаем книги по архитектуре, дизайну, фотографии, а также разного рода обучающие книги для тех, кто хочет научиться делать витражи, писать маслом, рисовать акварелью, а также книги по домашнему творчеству.
Раздел архитектуры знакомит читателей с историей архитектуры, а также с творчеством отдельных великих архитекторов. Под рубрикой «Дизайн» в издательстве выходят издания как для профессионалов, занимающихся дизайном ювелирных изделий, интерьеров, мебели, промышленным дизайном, боди-артом, так и для всех, кто хочет создать свой стиль и самостоятельно украсить свой дом. Раздел «Фотография» включает книги по искусству фотографии, по технике фотографии и подарочные альбомы, в которых представлены произведения известных фотографов. Большой популярностью пользуется серия «Лучшие фотографы мира», на страницах альбомов которой проводят мастер-класс и рассказывают о себе и своём творчестве самые знаменитые мастера мирового фотоискусства. Каждое издание серии посвящено одной теме, например живая природа, обнажённая натура, мода и реклама, фотожурналистика, ландшафтная съёмка, фотопортреты и т.д.
Серия «Фотографическое наследие» знакомит с творчеством великих мастеров российской фотографии Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Евгения Халдея, Ивана Шагина и многих других.
– Что характерно для современных книг по искусству?
– Сейчас выпускается очень много разной литературы. И это хорошо. Книги по искусству, истории культуры – это, конечно, не предметы первой необходимости, но это то духовное чудо, которое необходимо любому человеку. Книги по искусству всегда были дорогими и продолжают такими оставаться. Они издаются небольшими тиражами, и у них есть свой покупатель. Но мы стараемся создавать помимо подарочных вариантов изданий и более доступные серии «Малая серия искусств», «Зарубежное искусство», «Стили, течения и направления в искусстве». Они имеют формат обычной школьной тетради, содержат исчерпывающую информацию о художнике, включают от 90 до 100 иллюстраций, написаны отечественными или зарубежными искусствоведами популярным языком. Популярность изложения, кстати, – одна из новых тенденций развития современных книг по искусству.
– Но иногда стремление к популярному изложению вредит содержательности книг. Что можно противопоставить такой тенденции?
– Популярность изложения никогда не вредила содержательности книг. Популярно не значит плохо, это значит – доступно о сложном. Конечно, популярно написанная статья в научном сборнике вызовет нарекания коллег. Но популярно написанная книга для массового читателя не может быть недостатком. Необходимо при создании произведения чётко учитывать читательский адрес. Все наши книги сложные, с серьёзными текстами, включающие много дат, имён, географических названий, терминов, содержащие большое количество иллюстративного материала, и нам очень хотелось бы верить в то, что читатели наши книги по искусству с интересом читают. И не только по искусству…
Мы занимаемся также воссозданием старых многотомных книг по архитектуре. В массовом и подарочном вариантах исполнена 7-томная (в 8 книгах) «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» Гавриила Васильевича Барановского. Это очень нужная для архитекторов и дизайнеров книга, в ней во всей полноте и многообразии представлена архитектура позапрошлого века: от храмов и дворцов до лестниц и архитектурных деталей.
У нас есть альбомы, знакомящие читателей с произведениями мастеров живописи и графики, хранящимися в коллекциях ведущих музеев мира, например «Великие художники итальянского Возрождения», «Золотой век в искусстве Испании», «Париж в произведениях искусства».
Особого внимания заслуживают альбомы отечественных авторов, посвящённые культуре и искусству России: «Модерн в России», «Европейские ордена в России», «Шедевры русской иконописи», «Русский орнамент X–XVI веков».
– Возникают ли проблемы при работе над подобными изданиями?
– Некоторые сложности существуют, например не до конца отработан механизм сотрудничества издательств с музеями, не все авторы умеют писать одновременно и профессионально, и популярно, но это проблемы временные.
Сейчас очень много издаётся переводной литературы по искусству. Не стоит её бояться. Благодаря переводной литературе наш читатель получил возможность быстрее и шире ознакомиться с творчеством мастеров зарубежного искусства, с собраниями многих зарубежных музеев и с частными коллекциями. Имена многих зарубежных авторов тоже стали известны у нас, а благодаря переводам их взгляды на искусство доступны. Это особенно интересно студентам.
– Что нужно, чтобы отношения между издателями и авторами были гармоничными?
– Мы выпускаем очень красивую, сложную литературу, поэтому все, кто с нами работает: искусствоведы, журналисты, переводчики, художники, научные редакторы, – большие интеллектуалы. А главное в любых взаимоотношениях, и, конечно, во взаимоотношениях издатель – автор или издатель – переводчик, – это уважительное отношение к профессионализму друг друга.
– Какие перемены на книжном рынке произойдут под влиянием нынешнего кризиса?
– Кризис заставит издателей строже подходить к отбору выпускаемой литературы. Может быть, хороших книг и не будет больше, чем сейчас, но плохих, наверное, станет меньше, поэтому читатель быстрее найдёт нужную ему хорошую книгу. Широкое развитие получит электронная книга, но это в основном коснётся художественной литературы. Книги по искусству, содержащие высокохудожественные иллюстрации, пока электронной версией заменить нельзя. Электронной книги не стоит бояться – современному человеку она нужна, это удобно. Но парадокс в том, что тот, кто пользуется электронной книгой, любит и традиционную. Так что книги ещё долго будут нужны. У нас умный читатель. А для того чтобы он не отказался от традиционных книг, их нужно делать профессионально и с любовью.
Беседу вёл