Апостольство в данном случае следует понимать как интеллектуальную парадигму личности, обозначающую последовательность и силу её убеждений, то, что исходит от личности к душам современников. И естественно, тут необходимо сопутствие всему тому огромному жизненному опыту, чему способствует и судьба Владимира Огнева. Время лепит лик духа.
Таким предстал в моём восприятии Огнев нынешних дней, которого я, слава богу, знаю очень давно, с первых наших шагов в литературе, тогда ещё советской, особо ценимой и многозначной в обществе, ревностно отслеживаемой и сакрально почитаемой. Не будь, однако, в ту послевоенную эпоху таких эрудитов, как Огнев, – молодых старателей теории и практики, литературный процесс непременно ритуализировался бы, превратившись в идеологическую ортодоксию. Но и тогда, при тех тенденциях, литература выживала, и тогда били из-под камней живительные гейзеры творчества. Их обнаруживали Огневы, они им давали выход в общие русла культуры.
Именно теперь, в эти смутные времена, когда опять судьба выдвигает отнюдь не простые задачи, когда, по мнению иных критиков, вечное противоборство, кровавые войны и насилие составляют неизбывную особенность человеческого существования на планете, чуть ли не некую священную данность, – слово и мысль Огнева несут великую миссию в обретении читателем новых координат…
Исключительно большое впечатление на участников международной конференции в Брюсселе, обсуждавших тему «Литература на сломе эпох», произвела речь Огнева. Именно своей апостольской уникальностью, утверждающей гуманизм в понятии общеродового сознания как главной идеи века нынешнего, долженствующей играть главную роль и в наступлении века будущего – через освоение человечеством общеродового сознания. И если даже в практике мировой действительности формирование подобной культуры мышления обещает утопическую перспективу, путь этот обретает реальность в длительном и неизбежном развитии как фактор глобальной необходимости нового общежития на земле. Можно представить себе, сколько споров и полемики породит в литературе и философии такое видение гуманизма. Но так оно и должно быть, такова логика событий уходящего и предстоящего веков.
Огнев предвидит и предчувствует из глубины прожитых лет.
, апрель 2008 года