Сейчас много спорят о том, как знакомить школьников с историей вероучений. Мы преподавали во многих странах, в частности в Турции, Франции, Соединённых Штатах. Картина везде одинаковая: целью обучения всё-таки является формирование гражданина данной страны
В Турции к «титулу» гражданин Турецкой Республики законодательно запрещено добавлять вероисповедание и этнические особенности (курд, грек, еврей, армянин и т.д.). Так, Мустафа Кемаль Ататюрк создал турецкую нацию, ныне выходящую на видное место среди мировых технологических лидеров.
Во Франции основополагающим является первый декрет Великой французской революции, провозгласивший страну «единой и неделимой».
В США единство граждан было в 1861–1865 гг. восстановлено ценой потери на полях гражданской войны 650 тысяч американцев – для того чтобы все члены американского общества сегодня звались гражданами Соединённых Штатов, и не более. А ведь в США 93 процента – верующие, в чём можно легко убедиться воскресным утром, когда большинство американцев заполняют большие и малые церковные помещения. Здесь можно познакомиться со всеми мировыми религиями. В церквях дети воспринимают религиозный опыт всевозможных направлений.
Поразительна в этом плане инициатива наших просветителей, пишущих учебник для четвёртого класса, согласно целям которого дети будут разделены по четырём конфессиям: православные, мусульмане, иудеи, буддисты. В их нежном возрасте – на огромных просторах нашей многонациональной земли – их будут учить не гордости быть «гражданином Российской Федерации», а культивировать их конфессиональные особенности.
Поскольку дети ещё не способны к религиозному самоопределению, принцип свободы совести будет неизбежно нарушен. Повеяло Уваровым, Победоносцевым, генералами, принимавшими в армию во время Первой мировой войны только православных, и деятельностью тех, кто раскалывал страну двадцать лет назад, – они тоже верили в благость «многоцветья». Как известно, С.С. Уваров, министр народного просвещения России в 1833–1849 гг., был автором лозунга «православие, самодержавие, народность». Этот лозунг поднял черты русской многочисленной нации над другими народами России, расколол конфессиональный и межнациональный мир, за что страна заплатила революционным сопротивлением меньшинств и нарастанием революционных настроений.
Сегодняшние Уваровы отдают должное четырём основным религиям России – православию, исламу, иудаизму и буддизму. Но представим себе класс, где большинство детей русские (в понимании авторов проекта – православные), но есть два мусульманина и один иудей. Или класс в Татарстане, где большинство детей мусульмане, но есть трое русских (которых запишут на воспитание к православному священнику). Это будут неравные позиции. Дети с самого начала будут расколоты по этническому, национальному, конфессиональному признаку.
Согласитесь, невозможна уже сама подготовка преподавателей для новых целей. Но более всего невозможно представить себе положительный эффект речей, разделяющих класс двенадцатилетних подростков, которых от общего (курс всех мировых религий) ведут к замкнутому миру одной из четырёх конфессий. Школа из объединительницы превращается в свою противоположность.
Ведь это людские дела. Представьте себе талантливого проповедника одной из религий и тусклых чтецов по другим конфессиям. Да мало ли возникнет разделительных линий, которые, конечно же, лучше оставить на совести и опыте родителей. Они, родители, могут брать своих детей в церкви, мечети, синагоги и буддистские храмы, и школьный подсказчик им не нужен.
Разумеется, у новой инициативы благая цель – поднять в обществе нравственность. Да читают ли сторонники раздельного изучения Священного Писания, Корана и Талмуда то, что обсуждает весь мир, – «Столкновение цивилизаций» Сэмюэля Хантингтона, книги Патрика Бьюкенена, изданные в США и переведённые в России? Наши неофиты, как дети, верят в мнимую неизбежность сближения путём такого конфессионального разделения в школах, тогда как на деле на сближение работают наша история, литература, философия, наш общий исторический опыт.
Предложенный проект – это новый путь к конфессиональным и культурным противостояниям и антагонизмам, к распаду идентичности по гражданству, к противостоянию малых в численном отношении наций большой, полное нарушение принципов демократии, требующих отделения Церкви от государства, т.к. речь идёт о государственных школах.
Даже в церковных школах выбор светского или религиозного пути решается детьми по совершеннолетию.
Типичной ошибкой этого проекта является отрицание светской духовности, которую глубоко религиозный православный человек, русский философ Николай Бердяев признавал и ценил. Только в клерикальной стране духовность рассматривается как тождественная религиозности, а Россия никогда не была клерикальной страной. У Церкви есть свои средства работы с прихожанами. Многие выдающиеся священники воспитывают сирот, идут с солдатами в бой, строят церковные больницы, ведут хозяйства совместно с прихожанами (этот опыт заслуживает уважения и распространения). Церковная деятельность – это глубоко эмоциональный и духовный стимул для детей, которых семьи приобщают к религии. Пусть их и Церковь приобщает к ней, приглашает на проповеди, на праздники.
Но в школе дети должны изучать мировые религии большинства конфессий, изучать их гуманистический пафос, культурологию, этику, искать пути к диалогу культур и цивилизаций.
, доктор исторических наук, , доктор философских наук
Код для вставки в блог или livejournal.com:
КОД ССЫЛКИ:
|