В Дмитрове под открытым небом в исторических декорациях древнего кремля представили спектакль «Борис Годунов».
Одна из главных задач проекта – сделать искусство оперы более доступным для широкой публики. Оперные спектакли под открытым небом, у стен древних монастырей, исторически служивших очагами духовности, просвещения и культуры, не просто возвращают людям знание и представление о большой музыке, но и напоминают об особой просветительской роли русской православной церкви.
Проект «Русская опера у стен монастыря» призван обратить внимание на ещё одну проблему – репертуарный «крен» в сторону европейской оперы, существующий сегодня во многих музыкальных театрах. Если проанализировать текущий репертуарный выбор, то найти в афише российских театров такие оперы, как «Борис Годунов», «Псковитянка», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», будет непросто.
«Борис Годунов» – одна из самых известных репертуарных русских опер, абсолютный лидер по числу музыкальных редакций. Мусоргский при жизни создал две авторские редакции, его друг Римский-Корсаков – пять.
К версии Дмитрия Шостаковича театр «Геликон-опера» обратился в 2006 году, когда мировая общественность широко отмечала 100-летие со дня рождения композитора. Эта редакция была создана по заказу Большого театра и вышла в свет в 1940 году.
Судьба партитуры была непростой. Премьера состоялась спустя двадцать лет, в 1960 году, на сцене Театра оперы и балета имени С.М. Кирова в Ленинграде. В наши дни редакция Шостаковича звучит крайне редко, поскольку она очень сложна в исполнении.
Действие оперы «Борис Годунов» происходит в Смутное время, когда после смерти царя Ивана Грозного в России началась эпидемия самозванства. Этот мотив стал главенствующим в постановке режиссёра Дмитрия Бертмана, создавшего пронзительный, глубокий и во многом символичный спектакль о жажде неограниченной власти.
Борис ЕЖОВ