Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

У вас продаётся славянский шкаф?

01 января 2007

ПРОФЕССИЯ – РЕКВИЗИТОР

Мишку нашла Наталья Крюченко в заброшенном деревенском доме в Тверской области, и он участвовал в съёмках сцен, когда бойцы заградотряда несут спасённых детей через минное полеЭта ставшая крылатой фраза из советского кинофильма «Подвиг разведчика» может служить паролем не только для секретных агентов. Нередко с таким или подобными вопросами к совсем незнакомым людям обращаются реквизиторы – люди, которые обеспечивают съёмки любой кинокартины необходимыми, зачастую редкими предметами обстановки и утвари.

– Реквизиторы, или, точнее, художники по реквизиту, как нас сейчас красиво называют, занимаются абсолютно всеми предметами, которые потом попадают в кадр, – рассказывает ассистент режиссёра по реквизиту телефильма «Соло на минном поле» Наталья Крюченко. – От булавок до танков. Правда, тут есть некоторые тонкости. Всё, что надевается на актёра – одежда, украшения, – это епархия художника по костюму. Но если по сценарию актёр приходит в ювелирный магазин и покупает кольцо  – это уже наша епархия, это уже реквизит.

Спорный момент может случиться, если по сценарию это купленное кольцо актёр надевает на палец актрисе. Украшение тут же меняет статус и переходит под эгиду художника по костюму. «Тогда приходится с ним договариваться, какое кольцо выбрать», – улыбается Наталья.

Мишку нашла Наталья Крюченко в заброшенном деревенском доме в Тверской области, и он участвовал в съёмках сцен, когда бойцы заградотряда несут спасённых детей через минное полеКстати, слово «реквизит» происходит от латинского requisitum, что означает «требуемое», «необходимое». И в кино предметы той или иной эпохи действительно – бесспорная необходимость. Ведь именно эти подлинные или бутафорские предметы помогают зрителю лучше почувствовать обстановку времени и места действия, глубже проникнуться ими. Причём в большинстве случаев режиссёры стараются снимать подлинные вещи, особенно если кино рассказывает о не столь уж давнем прошлом.

Понятно, что всё это только прибавляет реквизиторам мороки. Конечно, в 1947 году, когда снимался упомянутый «Подвиг разведчика», характерный «славянский шкаф» можно было запросто купить в мебельном магазине или на фабрике, где они производились. Сегодня же найти подобный предмет интерьера можно или на барахолках, постоянными клиентами которых являются реквизиторы, или в частных квартирах и домах, хозяева которых не слишком озабочены сменой домашнего интерьера и мебели. Надо постоянно замечать и фиксировать в памяти детали материального мира, где бы ты ни был. Например, не так давно Наталье на самом деле пришлось покупать пару старых «славянских» шкафов. Поехала за ними в Осташков Тверской области. Вспомнила, что во время работы над телефильмом «Соло на минном поле», часть съёмок которого проходила минувшим летом в тех краях, видела нечто подобное в домах местных жителей. И не ошиблась, нашла в Осташкове именно то, что надо.

– До того как стать реквизитором, я просто обожала выбрасывать из дома старые вещи, – говорит Наталья Крюченко. – Теперь ничего не выбрасываю. Более того, умоляю всех друзей, знакомых и даже соседей ни от чего не избавляться, а нести ко мне, хотя и боюсь, что очень скоро мой дом обрастёт просто неимоверным хламом!

«Соло на минном поле» – четырёхсерийный телефильм о заградительных отрядах. Они были созданы в 1942 году после известного 227-го приказа Сталина «Ни шагу назад». Поскольку картина военная и историческая одновременно, реквизита требовалось очень много.

– У нас был автобус, который чем только не набили: оружие, самовары, косы, посуда, фашистские флаги, – вспоминает Наталья. – Особенно много было винтовок и автоматов… Например, пулемёт «максим» оказался совершенно неподъёмным, и, когда мы его вытаскивали из автобуса, поглазеть на завораживающее зрелище сбегалась половина съёмочной группы. А в конце дня, когда режиссёр говорил, что смена окончена, всем спасибо, все свободны, массовка куда-то моментально разбегалась, побросав оружие и другой реквизит, и собирать всё это добро приходилось нам.

Во время съёмок восьмисерийного телефильма «Сердце капитана Немова», который, как и «Соло», тоже снимала студия «Народное кино», потребовался рентгеновский снимок сердца с застрявшей в нём пулей. Брат Натальи, который тоже работает реквизитором, поехал в местную больницу (часть фильма снимали на берегу Финского залива в Ленинградской области) и объяснил задачу. Врач попался толковый и сразу же определил реквизитора в качестве реквизита. Парню приклеили скотчем на спину пулю от пистолета ТТ и сделали рентген. Этот снимок режиссёр фильма оценил по достоинству и дал его в картине крупным планом.

После того как снимут самый первый кадр фильма, режиссёр разбивает белую тарелку с подписями всей группы (киношный обычай)В другой сцене фильма «Сердце капитана Немова» нужны были фотографии с места преступления.

– Фотографии я сделала прямо на съёмках, – рассказывает Наталья Крюченко. – Когда отсняли эпизод, в котором в актёра стреляли и он «в крови» лежал на земле, я подбежала и попросила: «Серёжа, полежи мёртвым ещё минутку!» После съёмок пошла в местную фотопечать, чтобы заказать фотографии. Приёмщик, увидев снимки, очень странно посмотрел на меня. Мне показалось, что в этот момент он решал нелёгкую задачу: то ли самому задержать меня, то ли сначала получить деньги за заказанные фото, а потом уж набрать 02. Когда я сказала, что это кино и для кино, он облегчённо вздохнул и пожелал удачи.

Реквизитор необходим не только на съёмках исторических фильмов. Например, рассказывает Наталья, была сцена, где актёр в современном офисе на компьютере в поисковой системе пытается найти адрес одного человека. Реквизиторам пришлось заказать разработку компьютерной программы, которая выводила на экран монитора адреса и фамилии каких-то придуманных людей, в том числе и того, которого искал герой фильма.

По роду деятельности реквизитору приходится контактировать с людьми совершенно разных профессий. И бывает очень обидно, говорит Наталья, когда специалисты видят в кинокартинах откровенные ляпы и смеются над ними. Врачи – над тем, что операции делают совсем не так, оружейники – что в фильме показано оружие не той эпохи…

– А чтобы этих ляпов не было, реквизиторам приходится знать и уметь всё, – считает Наталья Крюченко. – Замесить тесто, разобрать винтовку Мосина, накрыть свадебный стол на сто персон и навьючить верблюда… Чтобы даже узкая группа специалистов, посмотрев наш фильм, отметила его профессиональную и историческую достоверность.
Поэтому и приходится реквизиторам покупать «славянские» шкафы.

Геннадий ШАЛАЕВ

Обсудить в группе Telegram

Геннадий Шалаев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS