Кризис обнажает и человеческую сущность, и целеполагание государства.
На человеческом уровне самоотверженность врачей, подвижничество волонтёров, дисциплинированность граждан, которые помогли сократить нагрузку на госпитали, – всё это проявление таких наших качеств, как сопереживание, взаимопомощь, доброта.
Государство тоже показало себя самым лучшим образом – пожалуй, за всю современную историю. Сохранение жизней взяли за кардинальный приоритет, несмотря на негативный пример Америки и собственное лобби максимизаторов прибыли. Задачи системе здравоохранения были поставлены чётко: спасти каждого человека. Как выполнялись? Там, где не удалось разрушить советскую систему, выстроенную ещё академиком Николаем Семашко, результат хороший. Мобилизационная мощь Министерства обороны добавила больничных коек. Однако дополнительные выплаты врачам и медперсоналу кое-где удавалось получать только ценой скандалов.
Теперь государству предстоит новый экзамен на целеполагание – по восстановлению экономики страны. Как расставят приоритеты? Чьи интересы выйдут вперёд? Говоря совсем просто: кто получит деньги?
Правильные решения принять, а тем более реализовать, будет непросто. Ведь живые деньги! Можно представить, какая битва разворачивается сейчас в коридорах власти и под коврами.
Решение, кому пойдут госсредства, определит успех или провал восстановления экономики. Этот процесс будет продолжительным и ступенчатым – вниз в случае второй волны пандемии. И здесь идеология господдержки – главный системный фактор. Характер решений определит поддержку власти или отдаление людей от неё на ближайшие годы, включая парламентские и президентские выборы.
Поддержать крупный бизнес, а остальным помахать невидимой рукой рынка? Финансировать корпорации, руководство которых выплачивает себе фантастические зарплаты и премии, ссылаясь на «мировую практику»?
Вроде бы очевидно: для восстановления российского производства нужно дать деньги тем, кто потратит их на покупку товаров, сделанных в России. Это и конечные потребители, особенно нуждающиеся слои граждан, и малый бизнес, и средний тоже. В ожидании поддержки и налоговые инструменты должны быть задействованы. С чего малому бизнесу платить налог во втором квартале, когда все были на замке? Если потребители сидели на «каникулах», то и предпринимателям нужно дать налоговые «каникулы». Хочется надеяться, правительство знает немало антикризисных инструментов.
Однако даже если решения принять правильные, их могут «замотать» чиновники и саботировать банки, что они уже успешно делают с кредитованием малых и средних предпринимателей. Но для того в стране и строилась вертикаль власти, чтобы пробивать чиновничью массу! И для того государство имеет набор финансовых, налоговых, правовых инструментов, чтобы коммерческий сектор действовал не против интересов страны, а поддерживал их.
Пропасть между богатыми и бедными – одна из важнейших проблем и негативный показатель результатов работы власти. К тому же в кризис, как показывает опыт, богатые становятся богаче, а бедные беднеют.
У власти есть шанс исправить ситуацию. С учётом серьёзности положения, возможно, даже решающий шанс. Решения должны приниматься такие, чтобы на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» большинство граждан могло ответить: «Нам на Руси жить хорошо!»
Идеология грядущих решений власти определит, на чьей она стороне. Российскому капитализму требуется человеческое лицо.