Открытое письмо коллектива Московского академического театра им. Маяковского своему художественному руководителю С.Н. Арцибашеву
Болезнь легче предотвратить, чем лечить. И чем раньше начато лечение, тем благоприятнее будет его исход. В жизни эту простую истину многие предпочитают игнорировать. Публикация Виктории Пешковой «Как поссорились худрук с традицией» («ЛГ» № 26 за 2009 год) о ситуации в Театре им. Маяковского вызвала бурю негодования у приверженцев Сергея Арцибашева. С какой страстью убеждали они всех в том, что в театре всё обстоит более чем благополучно, и упрекали газету в предвзятости. Коллектив театра долгое время пытался разрешить назревающий конфликт, так сказать, дипломатическими средствами, но г-н Арцибашев ожидаемого от него шага навстречу так и не сделал. Даже в феврале, когда на экстренном собрании труппы претензии к нему как к руководителю были высказаны открытым текстом, ещё можно было избежать публичного скандала и найти конструктивное решение проблемы. Теперь он стал достоянием широкой общественности.
Уважаемый Сергей Николаевич!
Убедительно просим Вас освободить должность художественного руководителя Театра им. Маяковского, занимаемую Вами с 2002 г. В течение 8,5 лет совмещение Вами художественного и административного руководства в двух театрах – на Покровке и Маяковского – привело к крайнему ухудшению состояния дел в нашем театре.
За это время репертуар театра пополнился Вашими 12 постановками на основной сцене, из которых три спектакля – «Женитьба», «Мёртвые души» и «Карамазовы» – по праву заслужили признание зрителей, критиков и являются визитной карточкой театра, хотя спектакль «Женитьба», как и последующие за ним «Ревизор» и «Три сестры», является переносом одноимённых спектаклей образца соответственно 1996 г., 1993 г. и 1991 г. из репертуара Театра на Покровке. Остальные 20 спектаклей были поставлены приглашёнными режиссёрами на сцене филиала, 9 из которых – премьерные, остальные 11 – дипломные работы или перенос уже готовых постановок из репертуаров других театров. Малая сцена театра практически простаивает.
После 2003 г. театр не участвовал ни в одном фестивале, после 2004 г. ни один спектакль театра не получил и не номинировался ни на одну театральную премию. За сезон 2009–2010 г. выпущено всего три спектакля, один из которых – перенос спектакля со сцены театра на Покровке, второй (из репертуара 1988 г.) восстановлен под другим названием, третий выпущен и впоследствии исключён из репертуара.
В сезоне 2010–2011 г. выпущена только одна премьера («Дети портят отношения», постановка народного артиста С.Н. Стругачёва). Спектакль очень популярен у зрителей, актёры вдохновлены новой работой, но и он – не более чем перенос спектакля «Крошка» режиссёра И.П. Владимирова, выпущенного в театре Ленсовета в 1990 г. и ставшего впоследствии антрепризой.
С начала сезона по настоящее время мы, актёры и весь коллектив театра, не знаем Ваших творческих планов, в театре давно упразднена литературная часть и – как результат этого – отсутствует целостная художественная программа развития, которая должна по существующей традиции доводиться до всего коллектива художественным руководителем на сборе труппы, посвящённом открытию театрального сезона. На открытии сезона 2010–2011 г. о творческих планах театра Вы ничего не сообщили.
Осуществляемое Вами административное руководство театром в авторитарном стиле не выдерживает никакой критики. Штат Ваших заместителей, руководителей служб, административного и обслуживающего Вас персонала увеличился с 13 человек в начале Вашего руководства до 28 человек в настоящее время, это при том, что численность труппы не увеличивается (85–90 человек). Должность заместителя художественного руководителя занимает Ваш брат Арцибашев В.Н. Назначая новых административных работников, Вы не представляете их коллективу театра, и нас удивляет количество новых незнакомых лиц в здании театра. При выдвижении работников на руководящие должности Вы следуете принципу родства или личной преданности, лояльности к Вам, а не принципу профессионализма и достижений в работе.
При этом по состоянию на сегодняшний день масштабной, информативной, привлекательной рекламы театра в городе нет (за исключением последнего спектакля), спонсоров у театра нет, регулярная работа, освещающая деятельность театра в СМИ, не ведётся.
Одним из показателей эффективности управления руководителя является стабильная работа театра в его отсутствие. В нашем случае сейчас, в Ваше отсутствие, деятельность театра дезорганизована: трудовые договоры актёров не продлеваются, коллективный договор не подписывается, репертуар согласовывается с большими задержками, перспективы гастрольной деятельности не определены. Ваши заместители боятся или не имеют возможности взять ответственность за принятие текущих решений на себя.
О состоянии здания нашего театра уже много сказано зрителями и написано критиками в качестве ремарок к рецензиям наших спектаклей. Обшарпанные стены, в зрительном зале – старые, приходящие в негодность неудобные кресла, трещины в потолке, угрожающие падением люстры. На полу сцены – сплошные трещины и дыры, постоянная пыль. Устарело светотехническое и звуковое оснащение театра. Разорванный изнутри занавес. За кулисами – пол в гримёрной, который нуждается в срочном ремонте, лестницы, на которых работники театра получают травмы, постоянные аварии канализации, антисанитария. В театре отсутствуют кондиционеры и система вентиляции. Всё это в целом угрожает безопасности зрителей, посещающих театр, и условиям труда всех его работников. Во время недавней премьеры спектакля «Дети портят отношения» потекла крыша, и на сцену капала вода, а ведь в сентябре 2010 года мэром Москвы было подписано постановление о реконструкции театра, которому исполняется через год 90 лет. Никакой реконструкции, ни даже косметического ремонта и обновления материально-технической базы не было и не планируется. Вы объясняете подобную ситуацию отсутствием денег.
Моральный климат в коллективе нездоровый. Актёры среднего поколения уходят из театра, молодёжь не видит перспективы, актёры старшего поколения внешне лояльны и, боясь стать ненужными художественному руководителю, только за кулисами высказывают своё недовольство состоянием дел.
Творческие традиции, существовавшие в театре, с Вашим приходом были забыты, а новые не прививаются, кроме традиции ежегодного празднования Вашего дня рождения в Большом зале. Фактически было проигнорировано 90-летие со дня рождения А.А. Гончарова в январе 2008 г., не ведётся подготовка ни к 10-летию со дня смерти выдающегося режиссёра в сентябре 2011 г., ни к празднованию 90-летия театра в 2012 г. Предполагаем, что и день рождения ныне здравствующего почётного директора театра Зайцева М.П. также будет организован более чем скромно. Музей театра с его уникальными экспонатами не поддерживается Вами в должном состоянии. Многие памятные стенды, рассказывающие об истории нашего театра, о его прошлых руководителях, артистах и работниках, были выброшены за ненадобностью или хранятся в ненадлежащих состоянии и условиях.
В театре налицо творческий кризис, непрофессиональное административное руководство и нездоровый моральный климат.
Уважаемый Сергей Николаевич, мы надеемся на Ваше объективное понимание всего происходящего. Мы не ставим задачу дискредитировать Вас как режиссёра или унизить как человека. Уверены, что, освободившись от художественного руководства нашим театром и обременительных административных обязанностей, Вы сможете вновь сконцентрироваться на творческой деятельности, руководя Театром на Покровке и оставаясь режиссёром в труппе нашего театра.
Мы хотим видеть на месте художественного руководителя талантливого, профессионального, порядочного, высококультурного человека, за которого не было бы стыдно и который, сохраняя ценные традиции нашего театра, развивал бы его, совершенствуя и приближая к образу театра XXI века.
С уважением и пожеланиями крепкого здоровья, народные артисты РФ Евгения СИМОНОВА, Михаил ФИЛИППОВ,
Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ, а также 57 подписавшихся актёров труппы и 80 работников других служб Театра им. Вл. Маяковского
P.S. В связи с информацией, полученной от молодых актёров, что Вы активно интересуетесь фамилиями тех, кто поставил свою подпись в письме, обращённом к руководителю Департамента культуры Москвы, сообщаем, что 57 актёров труппы и более 80 работников других служб театра поставили свои подписи под письмом – ходатайством о рассмотрении Вашего несоответствия занимаемой должности. Все подписи были предъявлены господину С.И. Худякову на встрече 3.03.2011 г. с народными артистами Костолевским И.М., Симоновой Е.П., Филипповым М.И.
Обращаем Ваше внимание, что с настоящим письмом ознакомились все артисты труппы, оно будет размещено в театре на информационном стенде и опубликовано в электронных и печатных СМИ.
Мы намеренно не обращались с просьбой поставить подписи под этим письмом к молодым и пожилым актёрам как наиболее зависимой от Вас и поэтому уязвимой части труппы во избежание оказания какого-либо давления с Вашей стороны или со стороны администрации театра.