Персонажи книги Татьяны Богомоловой – обыкновенные люди, в основе сюжетов её рассказов – случаи, взятые из реальной жизни, язык её художественной прозы незамысловат, слог предельно лаконичен. Однако несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, сборник рассказов «Вопреки», изданный Интернациональным Союзом писателей (Москва), с первых страниц находит живой отклик читателя – может быть, в силу этой самой простоты, а, может, по той причине, что за этой простотой скрывается подлинная глубина.
Особое место в книге отведено детям, их судьбам, мыслям и чувствам, бедам и радостям. Сборник открывается рассказом «Перемены», в котором мы знакомимся с историей взросления «странного» Захарки, происходившего «между двух лагерей: жалеющих и ругающих» и затем об изменениях в жизни и характере юноши, о трогательных взаимоотношениях с девушкой Пелагеей, которая училась в школе «для инвалидов ума и тела»: «Руки-ноги у неё были целы, говорила хорошо, не мычала, как некоторые в той школе. Единственный недостаток был у неё – замедленное мышление».
Другой рассказ, «Солнечный ребёнок», наполнен переживаниями женщины Бэллы по поводу того, что она родила ребёнка с синдромом Дауна. Со временем молодая мать не только смиряется с этим, но и решает втайне развить внимание девочки, как бы бросая вызов судьбе. Сохраняя веру в чудо, она меняет свою, казалось бы, обречённую на несчастья, жизнь, и жизнь близких ей людей к лучшему. Тему синдрома Дауна Татьяна Богомолова развивает и в рассказе «Имбецильная». Хочется отметить, что в сегодняшней литературе подобные темы – не редкость, и, скажем прямо, создаётся ощущение, что далеко не всегда авторы «тащат» их в свои сюжеты оправданно. Порой это словно делается для того, чтобы дать объяснение страданиям и бездействию смирившегося с судьбой-злодейкой героя. Однако проза Богомоловой имеет, в отличие от произведений некоторых других авторов, важную особенность – персонажи рассказов Богомоловой не упиваются своими страданиями, а действуют во имя своего счастья, часто вопреки всему.
«Вопреки» – так называется рассказ, давший название книге. Он повествует о встрече девочки с её отцом. Произведение начинается с короткого предложения, словно бьющего наотмашь: «Родители расстались». И далее: «Маше не хотелось знать причину: устала от их непонятных ссор, да и отца не любила». Автору удаётся показать тончайшие перемены настроения девочки, её состояния. Кажется, читатель может почувствовать даже тишину, неловкость или напряжение – столь точно они переданы: «Все за столом молчали, пока Герасим мыл руки. Мария была сильно удивлена взглядом отца на неё, словами, адресованными ей. Он даже назвал её правильным именем, что немного порадовало».
Тончайшие перемены настроений, фальшь, манипуляции, хитрые уловки в непростых отношениях женщины и мужчины блестяще переданы автором в рассказе «Побег».
Тема взаимоотношений – семейных, супружеских, человеческих – одна из важнейших в книге. Через неё автор переосмысливает важность близости людей – как связанных родственными узами, так и формально чужих друг другу.
Словом, в сборнике «Вопреки» каждый рассказ – маленькая жемчужина. Книгу хочется читать и перечитывать, вдумчиво и не торопясь, попутно размышляя о собственной жизни и производя своего рода переоценку ценностей. Хочется поблагодарить автора за такую возможность.