Вот уже второй год день рождения Александра Исаевича отмечается без него. Но так же, как и при жизни писателя, 11 декабря в городах России, Эстонии, Франции, Германии, США вспоминают Солженицына прежде всего его друзья в домашнем кругу. И, конечно же, собираются коллеги по перу, учёные, общественные деятели на конференциях и коллоквиумах, пытаясь осмыслить творчество Солженицына в нашем быстротекущем времени…
В Москве, в Доме Русского Зарубежья, которому в этом году присвоено имя Солженицына, счастливо слились оба начала – атмосфера дружеского общения и серьёзный разговор об итогах издательской, исследовательской, методической работы по наследию Солженицына. И эта деятельность, как оказалось, год от года становится интенсивнее. Более 50 книг переизданий произведений Солженицына и новых публикаций увидели гости вечера на выставке, посвящённой дню рождения писателя. Здесь и «Красное колесо», изданное как однотомник, и биография Солженицына уже в классической серии «ЖЗЛ», здесь и аудиозаписи чтения Александром Исаевичем рассказов, фрагментов романов. И вышедший в издательстве «Русский путь» прямо к дню рождения писателя сборник памяти «Путь Солженицына в контексте Большого времени» (редактор и составитель Л. Сараскина). Сюда вошли материалы круглого стола, организованного в сентябре 2008 года на Московской международной книжной выставке-ярмарке, доклады на юбилейной конференции к 90-летию Солженицына, воспоминания и выступления соратников и друзей Александра Исаевича на панихиде в августе этого года. Тогда вдова писателя Наталия Дмитриевна попросила всех поделиться всем, что запомнилось от встреч, от работы с Александром Исаевичем. И вот уже опубликованы эти свидетельства живого общения с писателем, размышления о его роли в нашей жизни, которыми делились А. Битов, В. Успенский, о. Михаил Борисов, В. Штейн, В. Москвин, С. Мирошниченко, Б. Миронов и другие.
На днях в Доме Русского Зарубежья им. А. Солженицына были представлены и воспоминания об Александре Исаевиче, увидевшие свет в других изданиях, например в собрании сочинений Лидии Корнеевны Чуковской. Наталия Солженицына рассказала о подготовленном ею для школьной программы варианте «Архипелага ГУЛАГа», который с нового учебного года будет изучаться на уроках литературы. Вечер памяти писателя стал, по сути, и творческим отчётом, и горячим спором о том, как должно повлиять на концепцию отечественной истории творчество Солженицына с его главным императивом «жить не по лжи».
Именно об этом размышляли и участники конкурса методических разработок и ученических сочинений, посвящённого произведениям писателя. Конкурс проводился газетой «Литература» Издательского дома «Первое сентября» и Домом Русского Зарубежья им. А. Солженицына. В течение этого года было прислано 345 работ из 189 городов и посёлков России: Астрахани и Вологды, Татарстана и Чувашии, Ханты-Мансийского АО и даже российского посольства в Чили!
Их авторы – не только учащиеся школ и учителя литературы, истории, библиотекари, но даже математики. А преподаватель такой дисциплины, как ОБЖ, Е. Вирячев из Вологды на примере судьбы Ивана Денисовича раскрывает ученикам принципы выживания в экстремальных условиях, доказывая, что навыки защиты чести и достоинства – универсальны. В числе призёров конкурса оказались и кадет А. Фёдоров из Петергофа, и ученица 11-го класса А. Ушакова из Краснодарского края, написавшая сочинение по киносценарию Солженицына «Знают истину танки». Победителями конкурса стали и учителя из Сызрани, Новочебоксарска, Санкт-Петербурга.
Хотя в этом конкурсе не участвовали актёры театрального коллектива «Стратилат» (выпускники школы и студенты университета из Великого Новгорода), их тоже с полным правом можно назвать наследниками идей писателя «по прямой». Коллектив под руководством режиссёра и педагога Михаила Никандрова показал в Доме Русского Зарубежья «Крохотки» Солженицына.
Наталия Дмитриевна с удивлением и радостью принимала подарки, а благодарила всех и от имени Александра Исаевича. «Я думаю, – говорила она, – что вообще Александр Исаевич был бы рад этому конкурсу… и надеюсь, что он каким-то образом участвует в этом действе. Но я точно знаю, что он-то радовался бы больше всего географии участников конкурса. Дело в том, что Александр Исаевич был убеждённым провинциалом. Он не уставал повторять, что централизация всех видов духовной жизни – это уродство, что в прежних русских городах духовное и культурное насыщение было таково, что блестяще образованные люди с наслаждением могли там жить и не были вынуждены тесниться все в одной или двух миллионных столицах. Он полагал, что будет или не будет наша страна цветущей, решительно зависит не от Москвы или Петербурга, а от провинции, что ключ к жизнедеятельности страны, к яркости и живости её культуры зависит от того, укоренится ли по просторам страны несколько десятков (он обычно говорил 40) таких жизненных и цветущих для своих краёв центров, которые давали бы всему населению края полноценное духовное и культурное питание. А МОЛОДЁЖИ ДАВАЛИ БЫ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ В СТОЛИЦАХ. Только так может большая страна развиваться органично и соразмерно».