Эта франко-мексиканская картина получила сразу два золотых «Венецианских льва», однако критики оценили её весьма неоднозначно. Так происходит почти со всеми значимыми работами. Кто прав в разрешении социальных конфликтов: нищающий озлобленный народ, купающиеся в роскоши богатеи или солдаты, наводящие порядок?
Историю можно разделить на три неравные части. В первой гости собрались на свадьбу девушки из очень богатой семьи, прелестной белокожей Марианны – в Мексике таких мало. Торжество проходило в доме её родителей, в то время как за пределами шикарного поместья разразились беспорядки.
Гости в ожидании регистратора брака, который застрял в пробках, дарят молодым подарки, танцуют и веселятся. Но вдруг приходит незваный гость – старик, который раньше работал на семью Марианны, он потревожил празднующих богачей, так как его жена очень больна, а из-за хаоса, творящегося в городе, врачи могли провести операцию только за большие деньги. Потому он просит в долг у своих бывших работодателей. Мать Марианны вроде пыталась ему помочь, но всей суммы, требующейся для лечения, давать не захотела. Другие помочь не желали и вообще начали прогонять мужчину. Только добрая Марианна прониклась проблемой старого знакомого. Не думая о собственной безопасности, она села в машину, прихватив с собой кредитную карту, и поехала, чтобы отвести больную в клинику.
Во второй части фильма, торжество в доме неожиданно сменилось жестоким погромом. Протестующие прорвались на территорию поместья и... начали убивать пришедших на праздник гостей. Всех подряд. Этот эпизод стал одним из самых шокирующих. Бывшие слуги грабят и убивают своих хозяев.
Марианне досталось не меньше. Она, белокожая аристократка, пытавшаяся спасти бедную женщину, попала в руки солдат, прибывших наводить порядок, и фактически стала их заложницей. Тут становится ясно, что наступила новая реальность, в которой богатые и бедные поменялись местами.
Но горькую, страшную правду зрители узнают только в самой страшной, заключительной части фильма. Военные взяли управление на себя и вроде бы навели порядок. Они установили комендантский час и безжалостно убивали всех его нарушающих. Мы видим невероятную жестокость людей в форме. Протестующих они вроде утихомирили, но совершенно неожиданно они действовали в отношении тех богатеев, против которых выступали бедняки. Они их мучили и насиловали, давая ложную надежду их родным, что в случае получения выкупа их отпустят. Но выкуп солдаты получали, а несчастных пленников расстреливали.
«Новый порядок» показывает реальную цену нынешних революций. Жестокость, насилие, беззаконие. От них страдают все социальные группы, а победителями выходят только люди, у которых оружие и власть. Кино особенно страшно воспринимается в наше время, когда мы видим, что вокруг много тех, кто не согласен с политикой властей и хочет насильственным методом добиться изменений. Не все отдают себе отчёт, какова будет цена перемен, к чему они приведут и будут ли новые порядки лучше старых.
Валерия Бульс, студентка ИСИ
Критики спорят – так против кого фильм? Вроде против всех: богатые слишком равнодушны к бедам бедных, бедные слишком жестоки в своей мести богатым, но страшнее всех наводящие порядок военные, они жестоко убивают не только бедных, но и богатых, которых ещё и крайне цинично грабят (это главное ноу-хау фильма). Мы подзабыли уже о тонтон-макутах гаитянского диктатора Дювалье, на которого чем-то похож глава хунты в фильме. Некоторые (например, Антон Долин) видят ассоциации с событиями в Хабаровске и в Белоруссии, другие считают, что что-то похожее происходило в Косово и на Украине, где люди с оружием не только убивали несогласных, но и грабили... Тема «нового порядка» становится всё более актуальной во всём мире.
Будем рады, если читатели поделятся своим мнением о просмотренных фильмах. Присылайте по адресу televed@mail.ru.