Побочный эффект удачных инноваций
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Статья 42 Конституции РФ
, ЛИПЕЦК, ВОРОНЕЖ, АСТРАХАНЬ
ТЕХНОЛОГИЯ БАНАНА
В Воронежской области происходит небывалый инвестиционный бум: 2007 год выдался рекордным по строительству новых промышленных объектов. Только летом открыли пять предприятий. Компания «Евроцемент» строит завод на базе «Подгоренского цементника» (мощностью около 1 млн. тонн цемента в год). Причём «Евроцементу» уже принадлежит старый «Подгоренский цементник», сворачивать производство на котором холдинг не собирается. А то, мол, социально-экономическое положение в районе ухудшится.
В планах – завод по производству облицовочной плитки, стекольный завод, предприятие по производству извести и дисперсного мела. Уже построили завод «Лискигазосиликат». В дополнение к нему в области построят предприятие по выпуску керамического кирпича. В Лисках заложен фундамент НПЗ, который будет перерабатывать 50–250 тысяч тонн привозной нефти в год.
Как сказал бы знаменитый русскоязычный премьер, какие высокие технологии ни строим, всё выходит сырьевое производство. Это ж обычная политика колонизаторов: строить грязные производства в нищих странах, где на безопасность можно не тратиться; экономия на бессловесных туземцах позволяет получать максимальную прибыль. Бананотехнологии, однако, получаются.
В России Heidelbergсement, один из крупнейших в мире производителей стройматериалов, контролирует Сланцевский цементный завод в Ленинградской области, Вольский цемзавод под Саратовом, начал строить под Краснодаром крупный завод и вкладывать 150 млн. евро в увеличение мощностей ОАО «Цемент» в Алтайском крае, а в Семилукском районе под Воронежем построит современный цементный завод. Нет, не в Германии. У нас.
А ещё построят в черте Воронежа завод по производству металла из лома. Ему потребуется около 25 тысяч кубометров воды в сутки (из Воронежского моря), а энергию даст Нововоронежская АЭС.
Вообще-то руду в Воронежской области не добывают, а в соседних областях хватает металлургических предприятий. Что за лом собирается перерабатывать завод (2 млн. тонн в год)? Нет уже в природе никакого металлолома, есть только крышки от люков, чугунные ограды, буквы с памятников, кабели телефонные и электрические, рельсы с железной дороги. И есть, увы, чиновники, которые знают железное слово «откат».
В связи с инвестиционным бумом сырьевого производства речь о нацпроектах про демографию и здоровье в Воронеже можно больше не вести: какие могут быть дети и здоровье в городе, в котором англичане не рекомендуют принимать душ, а немцы считают, что вода из кранов не пригодна для мытья стекол автомобиля. А тут ещё по соседству с «Синтезкаучуком», шинным, АЭС и прочей радостью Гринписа появятся весьма «природоёмкие» металлургический, цементный, кирпичный, стекольный заводы… Вода станет совсем «чистой». А уж воздух каким станет! Хотя в Воронеже и без того уже практически все (!) младенцы рождаются с медицинскими проблемами.
Инвестиции – это, конечно, хорошо: рабочие места, налоги, социальные блага. Но только при одном условии: если провинциалов не используют как туземцев в банановых республиках. А данные по «Евроцементу», извините, очень нехорошие.
БАРРИКАДА НА ДОРОГЕ
Когда Савинский цементный завод в Архангельской области стоял, окрестным жителям без работы было худо. Но когда он заработал...
Из коллективного письма жителей посёлка: «Отчаявшиеся, измученные реформами, безработицей, безденежьем, мы несказанно обрадовались, когда с приходом нового хозяина – ОАО «Евроцемент» – оживился Савинский цементный завод. Появилась надежда на рабочие места, и не таким беспроглядным показалось будущее. Но заработал завод, и из труб понеслись устрашающие облака цементной пыли. Этими выбросами дышим мы, наши леса, наши посадки на дачных участках. Слой пыли порой невозможно смыть.
Знаем, что на Савинском заводе побывало много комиссий. И все изучали экологическую обстановку вокруг него. Но комиссии уехали, даже не проинформировав население о количестве выбросов и своих выводах».
Санэпиднадзор однажды проверил воздух на заводе и в жилой зоне: допустимые нормы запылённости превышены соответственно в тринадцать и десять раз! Болезней органов дыхания в посёлке на 10% стало больше. На 7–10% больше рака лёгких. В Савинском вдвое больше, чем по району, гастроэнтероколитов и болезней органов дыхания у детей, включая стеноз – острый отёк гортани, вызывающий удушье.
Может, это случайность для «Евроцемента», скупившего заводы по всей стране?
«Главным предприятием – загрязнителем воздуха специалисты Ростехнадзора по Брянской области называют «Мальцовский Портландцемент», который входит в холдинг «Евроцемент»... На долю предприятия в 2005 году пришлось более 60% общего объёма выбросов загрязняющих веществ предприятий Брянской области…»
За четыре года общий выброс вредных веществ в атмосферу на заводе вырос почти на 70%. Ростехнадзор – предприятие с 2004 года не выполняет запланированные меры по снижению выбросов: «Они платят 42 миллиона рублей штрафа в год, и всё». Решение Ростехнадзора об остановке предприятие оспорило в арбитраже. Суд обязал Ростехнадзор продлить разрешение заводу на выброс загрязняющих веществ. Потому что, мол, завод тратит большие средства на меры по снижению выбросов…
В Архангельскую область, как и в Воронежскую, «Евроцемент» входил шумно. Сулил обновление производства, реконструкцию, решение экологических проблем. Уже спустя год жители Савинского возроптали: «Кругом обман, нас держат за скот, за рабов».
Обычное дело, чего удивляться. С туземцами всегда так поступают.
«Современные технологии» на Савинском выглядят, например, так: в цехе разгрузки агарка (добавка в цемент) стоят вибраторы и буры, которые должны его дробить. Но техника стоит, а рабочие машут кайлом и ломом. Хозяева платят три рубля за погрузку тонны агарка.
Деревня Шелекса – в 20 километрах от Савинского. Здесь одежда любого цвета быстро становится серой. Цементная пыль накрывает всё слоем в 7–10 см. Жители укрывают плёнкой грядки и даже домашних животных.
«Евроцемент» обещал хорошие налоги в местный бюджет. Но с помощью мудрых схем показывает всего лишь 5%-ную прибыль, с которой и платит налоги.
После того как цены на цемент выросли на 50–70%, деятельностью «Евроцемента» занялась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Однако где-то в чиновничьих недрах «вопрос решили», и штраф в 2 миллиарда рублей был отозван.
Летом этого года работяги ОАО «Михайловцемент» (один из заводов «Евроцемента») начали бессрочную забастовку. Основное их требование – повышение зарплаты. На фоне растущих цен на цемент и прибылей холдинга зарплаты рабочих не превышают 7–8 тысяч рублей, а большая часть получает 3–4 тысячи.
В июле сотня жителей посёлка Матырский перекрыли баррикадой трассу Липецк–Грязи. Движение было парализовано, на трассе скопилось до двух тысяч машин. Акция – против последствий работы стекольного завода ООО «ЧСЗ–Липецк». Запустили его в июне, после чего воздух в районе стал непригодным для жизни. Вывешенное бельё, например, покрывается частицами песка и сажи.
К бунтовщикам приехали чиновники, сотрудники прокуратур, милиции, ГИБДД и даже ФСБ. Дружно пообещали комплексную проверку стекольного завода. Жители посёлка им поверили и разобрали баррикаду. После чего прокуратура учинила другую проверку: законности несанкционированного выступления жителей. Искали зачинщиков.
ОБРАЗЦОВО-ДИКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В Липецке на крупном цементном заводе, входящем в группу компаний «Евроцемент», рабочая смена длится 11 часов. Оборудование – с советских времён. Зарплата – от 3 до 8 тысяч руб., средств защиты практически нет, и работники идут прямиком к инвалидности от силикоза лёгких.
В Рязанской области в дочернем предприятии «Евроцемента» – «Михайловцементе» всех рабочих летом в преддверии забастовки отправили в отпуска. Потом по одному вызывали и требовали отказаться от участия в забастовке, грозя уволить. Рабочие требовали повышения зарплаты: цены на цемент росли в разы, а зарплата не только не росла, но даже сокращалась. Всё лето продолжался этот конфликт. Переговоры, забастовка, опять переговоры, новая забастовка, уже бессрочная. Хозяева подали в суд на членов стачкома, утверждая, что они никого не представляют, и желали обсуждать дела только со старым профкомом, которому сотни человек подписали требование уйти в отставку.
Рязанский областной суд, однако, признал стачком законным и полномочным представителем рабочих. Но на позицию «Евроцемента» это решение никак не повлияло!
27 июня у центрального офиса «Евроцемента» в Москве прошёл пикет солидарности с рабочими.
13 июля там же – второй.
15 июля пикет прошёл в Липецке у центральной проходной «Липецкцемента» – одного из крупнейших заводов холдинга «Евроцемент». После смены рабочих вывозили с завода на автобусах – через другие проходные, с зашторенными окнами.
Тем временем в СМИ поступило Открытое письмо Союза производителей сухих строительных смесей РФ (РС ПССС) и ведущих компаний отрасли об опасной ситуации на рынке цемента в России, которая может привести к тяжёлым последствиям для экономики страны. Подписали его 27 руководителей крупных компаний – их тоже достали варварские методы «хозяйствования» цементного монополиста.
В письме дана хроника событий:
– 1 июня 2003 г. резко выросли отпускные цены на цемент – на 40–50% (и это после повышения с 1 апреля этого же года на 8–10%).
Тогда РС ПССС распространил специальное заявление, где, в частности, сказано: эти действия «дают основания предполагать, что мы имеем дело с ценовым сговором, противоречащим Закону РФ об антимонопольной политике», и была выражена надежда, что «Госстрой России и Министерство по антимонопольной политике РФ… предпримут все необходимые действия по восстановлению на цементном рынке России здоровой конкурентной среды».
Спустя несколько месяцев из МАП пришёл ответ: «факт ценового сговора не установлен». Но цены остановились. Правда, ненадолго.
С 1 мая 2005 г. цены на цемент выросли на 60–70%. И вновь СП ССС осудил эти действия как спланированную акцию «Евроцемента», ставшего монополистом на российском рынке цемента, и предупредил: «в результате «цепной реакции» неизбежно подорожает жильё, цена которого и без того растёт опережающими темпами».
Этот прогноз полностью оправдался: цены на жильё побили все рекорды.
А с января 2007 года цены на цемент выросли более чем на 60%.
Протест выразили и союзы строительных предприятий. Под давлением волны обращений ФАС провела расследование и признала, что компания «Евроцемент» нарушила законы РФ, наложила на неё серьёзный штраф и обязала снизить цены на цемент. После серии судов стороны договорились о полном урегулировании спора. «Евроцемент» пообещал «не допускать злоупотребления доминирующим положением на рынке цемента». Цену этих обещаний узнали уже этим летом: они скакнули на 60%!
В письме СП ССС сказано: сегодня мы наблюдаем до боли знакомую картину – скачкообразный ежемесячный рост цен на цемент, запредельные цены на жильё, недоступную для основной массы россиян ипотеку и олимпийское спокойствие федеральных чиновников, которые абсолютно не вмешиваются в угрожающую ситуацию с ростом цен на базовое сырье для производства ключевых стройматериалов, но зато глубокомысленно рассуждают о семимильных шагах нацпроекта «Доступное жильё». При рентабельности производства цемента около 70% в России создаётся искусственный дефицит и ажиотажный спрос на цемент; реализация нацпроекта «Доступное жильё», удвоение объёмов жилищного строительства к 2010 г. из реально решаемых задач переходят в разряд благих пожеланий.
СП ССС потребовал принять меры по восстановлению нормальной конкуренции на цементном рынке и пресечению спекулятивных действий в пользу узкой группы лиц.
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ОБЛОМ
В середине августа за мешок цемента в Воронеже просили 380 рублей; в июле он стоил 250 рублей. Очередной рекорд дикого капитализма – 52%!
Во многих магазинах стройматериалов Воронежа цемент исчез вообще. А строители предрекли, что и в сентябре цемент подорожает ещё минимум на 10%. Заводы перестали поставлять цемент в торговлю, а все торги идут через Московскую фондовую биржу. Мелкие и средние торговцы начали разоряться: минимальная сумма по договору должна быть не меньше 1,5 миллиона рублей. Строительные фирмы начали вывозить цемент сами – с соответствующими расходами. Причём сам цемент, как отмечают многие строители, становится всё ниже качеством. Это тоже одно из важнейших последствий монополизма.
Политику «Евроцемента» некоторые из строителей называют грубым словом «рэкет» и считают, что она лет на десять может заморозить все нацпроекты: в здравоохранении, образовании, АПК, «Обеспечение жильём молодых семей».
Как бы то ни было, такого хищного оскала строительная отрасль ещё не знала. Ждать от такого оскала, изображающего улыбку – «Теперь и в Воронеже! Мы открылись – радуйтесь!», – какого-либо милосердия не приходится.
А те, кто уже вкусил последствий от этих «новейших» бананотехнологий, вместо слова «милосердие» чаще произносят – геноцид.