Россию иногда называют страной с непредсказуемым прошлым. Потому что мы любим периодически проводить его ревизию, меняя ранее данные оценки исторических событий и фигур на диаметрально противоположные. Причины понятны: от политической конъюнктуры до недостатка или недоступности источников, что стимулирует фантазию интерпретаторов. Вот почему с настороженностью воспринимается каждая попытка сказать «новое слово» о том или ином историческом явлении. Именно с таким чувством я начал смотреть фильм Алексея Денисова «Убить императора. Английский след» (канал «Россия»). Однако опасения вскоре рассеялись.
Дело в том, что фигура Павла I традиционно воспринимается как анекдотическая, а его правление – как смесь самодурства и абсурда, чему немало поспособствовала и наша словесность от Пушкина до Тынянова. Кому выгодна смерть императора и такая его репутация? На этот вопрос в фильме отвечают наши и зарубежные историки, приводя факты, которые обычно либо теряются на фоне анекдотов, либо игнорируются. В результате выстраивается убедительная логическая картина. Во-первых, Павел начал решительную борьбу с широко распространившимися в последние годы екатерининского правления воровством, коррупцией, дворянским произволом в армии и других сферах. При этом положение крепостных крестьян заметно облегчилось. Во-вторых, император резко изменил внешнеполитический курс России, сблизившись с Францией и разорвав отношения с Англией, что ударило по интересам части отечественной аристократии, гревшей руки на торговле с этой страной. Они именуются в фильме по-современному – олигархами… Ненависть отечественной элиты, готовой ради выгоды поступиться национальными интересами, и английское золото (о связях британского посланника Витворта с заговорщиками говорит в картине британский же историк) и решили судьбу несчастного императора-реформатора. Фильм расширяет наши представления об отечественной истории, что позволяет отнести его к числу телевизионных удач.