Дети в школе слишком загружены – это утверждение стало уже настолько общим местом, что воспринимается как неизбежное и непобедимое зло.
В статье «Кого мы растим?» («ЛГ», № 5) Наталья Гамаюнова упоминает девочку Леру, которая очень не хочет идти в школу после зимних каникул и спрашивает: «Неужели в прошлые времена в школе было так здорово, что по ней скучали?»
Но ведь в прошлые времена школы на самом деле были такими, что по ним можно было скучать. И назывались они «лицеями» – от названия рощи, на лужайках которой Аристотель поучал юношество. В дореволюционной России так именовались привилегированные учебные заведения для детей дворян. В одном из них – Царскосельском – учился (и потом скучал по нему) Пушкин.
Есть лицеи и в России нынешней. Тоже своего рода привилегированные учебные заведения – в основном для детей обеспеченных родителей. Особый статус позволяет им уделять достаточно времени не только профильным дисциплинам, но и нравственному, эстетическому и физическому развитию своих учащихся. По этим школам, полагаю, тоже можно соскучиться за время каникул. К сожалению, их у нас немного. В Москве, к примеру, не больше сотни (из двух тысяч средних учебных заведений). По всей видимости, Лере, персонажу статьи Н. Гамаюновой, сильно не повезло – она не только не учится в одном из таких лицеев, но даже не знает об их существовании.
Но неужели она не соскучилась за время каникул даже по одноклассникам?! При всём несовершенстве наша массовая школа всё же даёт детям одну очень важную возможность – учиться жизни в социуме. Происходит это, увы, не благодаря усилиям школы, а скорее, вопреки им – просто потому, что жизнь богаче и мощнее любых наших натужных глубокомысленных педагогических теорий и затейливых воспитательных практик.
Тому, как строить отношения, как находить друзей и противостоять врагам, как стать лидером или не оказаться пешкой в руках манипуляторов, как понравиться хорошему парню или девочке и не стать жертвой плохих и как разобраться в том, кто есть кто… Всему этому наши дети учатся сами, и по дороге в школу, и на переменах, и – о, ужас! – даже во время объяснения учителем нового материала на уроке. И это – то прекрасное времяпрепровождение, по которому должен скучать каждый нормальный ребёнок, отлучённый от школы по болезни или на время каникул.
«Кого мы растим?» – спрашивает автор в своём материале. И утверждает: интеллектуальных биороботов, измотанных квадратными уравнениями и напичканных огромным количеством самой разнообразной информации. Цитирую: «Дети выросли. Умненькими. С интегралами в голове…» Да ладно! Где это вы видели, чтобы из нашей школы дети выходили умненькими? Наличие термина «интеграл» в словарном запасе выпускника ещё ни о чём не говорит.
На днях в одной из радиопередач услышала, как в ответ на предложение немного сократить количество часов, отведённых в школе на физику, другой участник дискуссии возмущённо вскричал:
– Ну да! Давайте сократим! И взорвём ещё одну Саяно-Шушенскую ГЭС!
Не смешите, уважаемый. Где школьная программа и где ГЭС? И как вы думаете, почему первое, что слышат поступившие в вуз абитуриенты в первый свой студенческий учебный день от первого же преподавателя:
– А теперь забудьте всё, чему вас учили в школе?
Потому, разумеется, что информация, вкладываемая в головы детей нашей современной массовой школой, на 90 процентов – лишняя, бессистемная и бесполезная. А настоящее обучение начинается только в колледже или вузе. И то при условии, что ребёнку повезло и школа его не искалечила. То есть не привила стойкое отвращение к процессу познания, не внушила комплекс неполноценности, ущербности, отверженности… Это, к сожалению, наша школа делает лучше всего остального.
Дети в школе слишком загружены – это утверждение стало уже настолько общим местом, что воспринимается большинством, как нечто само собой разумеющееся, как неизбежное и непобедимое зло. Тем неожиданнее для меня оказалось мнение детского и подросткового психиатра, психотерапевта Владимира Киреева: «Количество значимой для детей информации в школе – ниже всякой нормы».
Дело в том, пояснил доктор Киреев, что одна и та же информация неодинаково воспринимается разными людьми. Вот, скажем, вой сирены машины «скорой помощи». Кто-то в этот момент сразу начнёт набирать телефонный номер престарелых родителей – не случилось ли чего. А другой эту сирену даже не заметит.
Школа грузит детей одной информацией, детям же необходима другая – значимая для них в конкретном возрасте и определённом социуме. Про первую подростки говорят: «Слушай, не грузи! Да?» Вторую ищут сами.
Мнение, что современные дети ленивы, ничем не интересуются и ко всему безразличны, на мой взгляд, ошибочно. Любой человек хочет быть заинтересованным, во что-то вовлечённым. Подросток тем более постоянно жаждет новой, интересующей именно его информации. Но не получает. И тогда он «догружается» на стороне и не всегда тем, чем следовало бы. Или подавляет свой интерес компьютерными стрелялками, табаком, алкоголем, наркотиками.
Так складывается стратегия их жизни – постоянный поиск того, что отвлекает, чтобы не было так скучно. Скучно же потому, что ни школа, ни родители не дают ребёнку действительно необходимой ему информации.
Известно: часто дети, с трудом одолевающие школьный курс по литературе, вдруг запоем начинают читать книги «не по программе». Легко запоминают факты из телепередач или рассказ экскурсовода в музее. Не потому ли, что эта значимая информация отвечает на какие-то насущные вопросы их внутренней жизни?..
Может быть, когда наша школа будет отвечать на эти вопросы (в режиме взаимно необходимого диалога), а не заставлять заучивать неприменимые к жизни сведения, дети начнут ходить туда с удовольствием?!