Григорий Авраамович Шихваргер – отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РСФСР, заместитель председателя Новосибирской общественной организации «Новосибирский Союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей (НСБМУ)», человек, переживший в детстве все ужасы Печерского концентрационного лагеря «Мёртвая петля». В голоде, холоде, под ежеминутной угрозой расстрела, вместе с мамой и братьями, провёл три страшных года и случайно уцелел. Из тысяч заключённых евреев, пригнанных в этот жуткий лагерь, выжило всего 400. Мой собеседник- автор и соавтор книг: «Размышления о …», «Это мой город», «За далью времени», «Войной расстрелянное детство», «Непионерские лагеря», «Пока мы живы, надо помнить», «Юность моя Комсомол».
Как исчезнувшая «Атлантида».
Для меня, мой собеседник – очень близок по личным причинам. Как известно, все мы – родом из детства. А он, несмотря на то что давно бросил якорь в Новосибирске, пришёл в этот мир — в Тульчине. Оттуда же — и мои предки, и там же, с самого рождения и до 2015-го года включительно, и я провела немало времени, это — и мой город детства. Сегодня, когда у меня, к сожалению, уже несколько лет, по понятным причинам, отсутствует возможность снова отправиться в эти солнечные, зелёные, жаркие края, навестить на старинном кладбище дедушку и прабабушку, прогуляться по уютным, щемящим сердце, улицам моей юности, часто наблюдаю ряд фактологических ошибок, связанных с моим родным городом, которые фигурируют в художественных фильмах, в научной и художественной литературе. Кто-то приписывает Тульчину железную дорогу, проходящую через весь город, хотя ближайшая маленькая железнодорожная станция располагается в селе Журавлёвка, что примерно в 10 километрах от города. Правда, на ней редко останавливаются поезда. Кто-то считает, что на местном старинном еврейском кладбище, расположенном на горе, можно найти памятник жертвам Холокоста, что тоже – абсолютно не соответствует действительности. Памятника жертвам Холокоста на еврейском кладбище этого маленького городка - нет и никогда не было. Зато, все эти монументы, в изобилии имеются в Печере, в соседнем Брацлаве. Скорее всего, это Тульчинское кладбище (старое и новое), уже само по себе, является настоящим памятником утраченной культуре Идишкайта, своего рода — исчезнувшей Атлантиде.
Детство, юность, семья
Как нам уже известно ранее, наш герой родился 25 марта 1938 года в г.Тульчин Винницкой области, в любящей, многодетной еврейской семье. К сожалению, в мирную жизнь этого поколения безжалостно вмешалась Великая Отечественная война, разделившая жизнь невинных людей на «до» и «после». Вот почему о своих предках Григорий Аврумович имеет довольно мало сведений: «До войны мы жили на улице Володарского, после - родители снимали комнату, напротив швейной фабрики, у нынешнего городского Краеведческого музея. Девичья фамилия матери - Щивельман, после замужества Шихварг. Мою фамилию исказили на «Шихваргер». Мою маму звали Бузя. Она была красивая . Хорошо знала украинский язык, до войны работала в бухгалтерии швейной фабрики. После лагеря у неё начались проблемы со слухом. И мой отец Аврум, и мой старший брат Лёва запретили ей работать.»
Надо отметить, что мама Григория много читала, активно посещала местную библиотеку, умерла в 1979 году и похоронена на том самом кладбище Тульчина, расположенном на высокой – высокой горе, на окраине местечка, на которую – весьма непросто подняться даже молодым людям. С этой возвышенности, словно на ладони, отлично обозревается весь город. Как писал в своей книге «Это мой город», изданной в Новосибирске в 2016 году сам Григорий Аврумович, с этой горы «мёртвые могут присматривать за живыми.» И родители, и братья нашего собеседника, трое из которых – участники Великой Отечественной войны, уже ушли из жизни, много лет тому назад.
Навечно скорбная дата
Лев, старший брат Григория, в июне 1941-го года закончил школу и получил аттестат о среднем образовании. В этот же день, вместе с главой семейства, его забрали в военкомат и призвали в армию. Неслучайно, 22 июня для моего собеседника — особая дата, глубокая боль и память о том, что было . его отец вернулся после войны домой, а Лёва стал профессиональным военным и всю жизнь служил. Старший кадровый офицер, после увольнения, он переехал в Израиль. Прожил пару лет и ушёл из жизни. Но, увы, уцелеть во фронтовом пекле удалось не всем близким этого, впоследствии блестящего педагога: «Второй мой старший брат Яша (1926 – 1945 ) к началу войны закончил 8 классов . После освобождения из Печерского лагеря «Мёртвая петля» попал в ряды Красной Армии, со своей частью дошёл до Австрии. В апреле 1945 г., на передовой, во время атаки, оказался смертельно ранен и 10 апреля 1945 года умер в госпитале. Похоронен в австрийской деревне Зульц. Похоронка из Тульчинского райвоенкомата пришла 28 мая 1945 года. У меня сохранилось несколько трогательных писем, написанных карандашом, которые Яша адресовал нашей маме. В этих фронтовых весточках он сообщал несколько слов о себе, но всегда спрашивал обо мне, как о самом маленьком, потому что очень меня любил.»
Видно, что ответ на вопрос о брате Якове, Григорию Аврумовичу даётся нелегко. Тем более, точный адрес его захоронения в австрийской деревне, мой собеседник нашёл всего пять лет назад, путём длительной переписки с различными бюрократическими органами: «О Яше - мало, что помню, это - тяжёлая для меня тема. Он в те годы казался мне таким взрослым! И был, как и все мои братья, мягким, добрым, заботливым. Сразу после того, как мы вернулись в Тульчин, ему исполнилось 18 лет, а мне было 6 лет. Он очень быстро ушёл на фронт. Прежде - ни с кем не дружил, не успел никого поцеловать и погиб за месяц до Победы.. Папа тоже всё это время находился на фронте, вернулся в Тульчин через три месяца после Победы. Мама всегда вспоминала погибшего сына.»
"Мёртвая петля"
Холодной осенью 1941-го года, вместе с мамой и двумя братьями 12-ти и 14-ти лет, Григорий попал в страшный лагерь «Мёртвая петля» в селе Печера, что недалеко от Тульчина, расположенный на закрытой территории бывшей частной усадьбы польской дворянской семьи Потоцких, на берегу реки Южный Буг, которая после революции 1917 года была преобразована в туберкулёзный санаторий. Надо отметить, что историки и исследователи считают Печерский лагерь самым, печально известным, на оккупированной румынами части Украины. Мама Григория и три её сына находились в лагере с 7 декабря 1941-го по 14 марта 1944 года. (Государственный архив Винницкой области. Архивная справка № 06-1203/3 от 15.02.1995). В настоящее время - не известно о каких-либо, дошедших до наших дней фотографий действующего лагеря, при этом имеются многочисленные свидетельства от выживших узников. Для многих семей, заключённых в Печерский лагерь, выживание было возможно только путём обмена на еду последней одежды и имущества - у односельчан, собиравшихся у ворот лагеря. Многие выжившие дети позже рассказывали, что ускользали из плохо охраняемого лагеря и просили милостыню в селе Печера и в близлежащих населённых пунктах: «До оккупации, мы пытались эвакуироваться, доехали на телеге до села Журавлёвка, где есть железная дорога, но нас вернули — мы не успели уехать. Стали жить дома, не разворачивая пожитков. А уже осенью 1941 года, всю нашу «еврейскую тульчинскую команду», словно в страшном документальном кино, оккупанты собрали и погнали в концентрационный лагерь. И первые расстрелы начались как раз на этой трагической, осенней дороге. Переночевали в сарае, и нас вновь направили в лагерь. Тех, кто не мог двигаться и идти дальше, безжалостно расстреливали, и многочисленные трупы так и оставались валяться вдоль дороги.» - и сегодня с содроганием описывает наш герой.
А дальше – потянулись мрачные, страшные, голодные, беспросветные дни выживания Самым невыносимым, объясняет мне педагог, в лагере оказался голод, способный толкнуть человека на поступки, которые в обычное время могут считаться, чуть ли не преступлением. Как ни странно, сохранить себя в те страшные годы, им с мамой помогли его братья – подростки, Исаак и Яша, которые, фактически, содержали своих беспомощных родных, попавших в беду. Они выползали из-под колючей проволоки и просили в ближайших деревнях подаяние. Если им удавалось достать какие-то объедки, то они возвращались и проползали обратно, к маме и маленькому братику. А если нет, то всё, добытое ими за день, румынские охранники лагеря у них отбирали и жестоко лупили подростков. Никакой воды у заключённых лагеря тоже не было, только - высокий спуск к реке Буг. Как говорит мой собеседник, у стоявших на том берегу Буга оккупантов, появилась очередная «забава» – стрелять по детям, которые пробирались к воде — своеобразный «тир». Мама мальчиков также вспоминала потом про комнату с нарами и огромным количеством людей, откуда периодически выносили мертвецов. Ныне, уже известно, что местный врач городской больницы Белецкий сразу перешёл на работу к румынским пособникам нацистов и ставил опыты: делал уколы якобы от тифа, а на утро приходил и считал, сколько человек умерло от его уколов. И мог сожалеть, что умерло меньше, чем предполагал. О его дальнейшей судьбе моему собеседнику ничего не известно. Зато он сообщил, как в послевоенном Тульчине толпа разорвала на части «живодёра», добровольно служившего в лагере. Подтверждение этой же истории мне также удалось найти в воспоминаниях другого малолетнего узника из этого же городка, пережившего Холокост, Анатолия Шмулензона (Тойва Срульевич 30.09.1928 – 23.01.2008 гг.).
После войны
В 1945-м году Григорий Аврумович отправился учиться в русскую школу номер 3, которая находится в самом центре Тульчина. (В ней, всю жизнь, проработал учителем физики и астрономии и мой дедушка, фронтовик М.Е. Хуторянский, её же закончила моя мама М.М. Хуторянская - примечание автора). Поступить в Киевский политехнический институт, как мечталось – наш герой не смог. И в 1955-м году поехал к брату Лёве, в небольшой город Рыбинск, Ярославской области, где последний - служил. Год работал учеником электромонтёра, после - поступил в пединститут, побывал на целине, вернулся, продолжил обучение. В 1961 году получил диплом учителя физики Ярославского педагогического института им. К.Д. Ушинского. По распределению поехал в Новосибирск.
И далее, так сложилось, что более 60 лет трудовой педагогической деятельности Г.А. Шихваргера, оказалось связано с разными образовательными учреждениями Новосибирска: «Сначала, получил направление в школу № 56 и был назначен завучем по производственному обучению, потом стал её же директором, через пять лет – был переведён директором большой школы города, под номером 97. После десяти лет трудовой деятельности в этой школе, мне было предложено создать в Октябрьском районе Новосибирска Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профориентации. Через десять лет, я был назначен заместителем начальника управления образования мэрии г. Новосибирска. Уже находясь на пенсии, активно работал в учреждениях дополнительного образования.» - добавляет наш герой, Заслуженный учитель РФ. Он также награждён медалью «Учитель великой России», что является для него важнейшим, невероятно ценным моментом общественного признания.
«Непокорённыe»
Недавно он нашёл Международную медаль «Непокоренные», которой наиболее гордится, однако, по праву считает её исключительно заслугой своей отважной мамы: «Настоящий герой – это наша мама, которая сумела сохранить в этом аду — трёх несовершеннолетних мальчишек. Потом, уже во взрослом возрасте, я дважды был в Печере, в месте, где легко мог бы закончить свою, только начавшуюся жизнь. Удивительно, что после войны там открыли санаторий. Но жизнь - есть жизнь. Сейчас – так сожалею, что в советский период мы мало говорили о том, что происходило в лагере. Тогда мне было всего три года, и я почти ничего не помню о тех ужасах, многие вещи знаю со слов матери. Я рос в еврейской семье и горжусь тем, что никогда не менял ни имя, ни фамилию, на более звучные и «удобные» для советского уха. Но признаюсь, что такое «еврей», я по — настоящему понимал только, когда меня обзывали в Украине «жидом». А вот наши, еврейские традиции, принялся в действительности узнавать уже в Сибири».
Вечный час ученичества
«Я проработал в советской педагогической сфере 30 лет и 30 лет – в системе образования уже современной России. Данный вопрос охватывает огромный объём задач, понятий и особенностей, вложенных в образовательный и воспитательный процессы. Отмечу при этом, что особых различий в проблемах образовательных систем Новосибирска и Москвы, на мой взгляд, не существует, они – общие и свои, для каждого отрезка времени. Ведут своё начало от самых истоков, зависят от нашего общества, от воспитания ребенка, от его взаимоотношений с родителями, с окружающим миром. А вот разница в зарплатах учителей Москвы и Новосибирска имеется, причём весьма существенная, и к сожалению, не в пользу нашего города! Из общих, похожих сложностей - работа школ в две и три смены, нехватка мужчин, в связи с серьёзными человеческими затратами и маленькой оплатой, недостаток финансирования, уход от трудового воспитания в учебном заведении, слабая материально-техническая оснащённость, непрестижность педагогической профессии.
Но это - общеизвестные факты. К старым проблемам - добавились новые. Сыграли и свою, отрицательную роль и разнообразные учебники по одним и тем же дисциплинам. Единый государственный экзамен превратился в примитивное угадывание, репетиторство стало причиной потери имиджа учителя, так как, на мой взгляд, школа и деньги - несовместимые понятия.» - объясняет мой герой.
Ему можно верить. Он не понаслышке знает, о чём говорит. Имея за плечами солидный стаж руководителя, нашему герою всю жизнь приходилось решать трудные вопросы, которые казались другим - не под силу. Здесь, прежде всего, идёт речь о создании необходимых, комфортных условий для учёбы и работы. По его словам, ему постоянно нужно было искать материальные средства на ремонт школы, на краску, на оборудование классов, на многочисленные, учебно – наглядные пособия, которые раньше являлись дефицитными. При этом, на протяжении всей своей трудовой деятельности, Г.А. Шихваргер честно «вкалывал», отдавая всего себя любимому делу, старался выстраивать с людьми хорошие, доброжелательные отношения, оптимально налаживая учебно – воспитательный процесс. А ещё, добивался прочной связи производства и школы, в период расцвета трудового и производственного обучения. Имел отношение к ученическим цехам крупных предприятий района, к созданию реальной продукции, к поискам научно-обоснованных профориентационных рекомендаций. Это сейчас, в наши дни, школы сдаются полностью укомплектованными оборудованием, библиотекой, различными пособиями, но так было далеко не всегда.
И хотя приходилось ох, как нелегко, мой герой всегда с достоинством принимал все сложности, вызовы и удары судьбы, с радостью и с лёгким сердцем каждое утро шёл на работу, так как однозначно, находился на своём месте. Ведь по мнению Григория Аврумовича, руководитель просто не может быть другим, и если уж ты сел в кресло начальника, то обязан найти способы решения трудных, «неразрешимых» вопросов.
А вот с возведением массивных школ, на территории современной России, он категорически не согласен: «Уверен, что очень большие школы, которые сейчас строятся — от бедности государства. Школа, на мой взгляд, не должна иметь подобные, гигантские размеры, потому что это, прежде всего - семья, где ученик должен узнавать директора, а директору важно лично знать каждую семью. Нынешний же директор — это менеджер, сидящий в кабинете, наблюдающий за успехами своего детища - через экран компьютера. Согласитесь, это - ненормально. Директор — не только и не столько руководитель, а прежде всего – воспитатель!»
Служение
По мнению моего собеседника, педагог, это – действительно очень сложная профессия. Однако, как это часто случается в жизни, Григорий Аврумович пришёл к этому пониманию далеко не сразу, а в течение долгих лет своей самореализации в образовательной сфере. После окончания своего, самого первого, тульчинского учебного заведения, он, как и многие мальчишки того времени, грезил о военных, инженерных направлениях. Ему казалось, что возиться с ребятами - не мужское дело. Но судьба сложилась иначе. Осознание того, что эта профессия, поддерживающая своего обладателя в приятном тонусе и в постоянном контакте со своими юными подопечными, и лежит в основе всех остальных, вызывает у него чувство нескрываемого воодушевления и гордости. В наши дни учительская профессия – это служение, а не работа: «Мой внук Даниил - учитель физкультуры, очень много трудится. Это вызывает у нас беспокойство, а он отвечает, что для него это - не работа, а хобби!»
Аллея учителя
«Я – инициатор создания Аллеи учителя в нашем городе, которую мы планируем развивать. Одна часть Аллеи - связана с сильными, культовыми педагогами Новосибирской области, оснащена фотографиями наших местных учителей и куар-кодами, способными многое рассказать о своих скромных героях. А ещё, на святом для города месте, Монументе славы, мы установили Арку памяти, посвящённую бывшим малолетним узникам фашистских концлагерей. Это - второе капитальное сооружение для патриотического воспитания молодежи. Ранее, мы уже запустили музейный комплекс имени Николая Симакова, бывшего узника Бухенвальда, состоящий из музея и памятника на территории школы.» - рассказывает наш герой.
О мотивации учеников
Я не могла не задать нашему герою вопрос, как мотивировать на учёбу двоечников, тех мальчиков и девочек, кто совсем не хочет учиться? Григорий Аврумович ответил, что как учитель, как директор школы, как управленец, он и сам ранее долго размышлял над этой вечной дилеммой. И какой-либо формулы, единой рекомендации, по его мнению, тут нет и быть не может: «Это - тоже самое, когда мы слушаем актёров, произносящих один и тот же монолог или исполняющих одну и туже песню. У одного - получается достучаться до твоих чувств, у других - обычное произношение. Для учителя - очень важно донести свой посыл - до каждого. Кроме знания предмета, артистичности, увлеченности, нужно найти то общее, что объединяет класс, состоящий из 30 и более разных и сложных детских миров. Поэтому наставник, как индивидуум, имея свои данные, обязан найти направление, объединяющее класс - в коллектив. Трудная задача! Опытный педагог ищет эти способы и приёмы - практически всю жизнь. Вот почему учительская профессия — это образ жизни.»
Секрет успехов
Он уверен, что ему очень повезло, ведь его работа гармонично совпала с хобби. Недаром говорят - «Найди себе дело по душе и тебе не придётся трудиться ни одного дня в жизни.» Наш герой, в позитивном настроении, все эти годы направлялся на работу к 8.00 и приходил примерно в то же время: «Мне повезло с женой, которая без ропота несла весь груз домашних работ и воспитания наших сыновей. Мне казалось, что это - нормально. Это сейчас понимаю, какую нагрузку она взвалила на себя. А я был воскресным папой, в этот день - мальчишки были мои. Без полной и искренней самоотдачи, успехов быть не может. Руководить коллективами, где большинство женщин - не просто. Решения руководителя должны быть такими, чтобы каждая из членов коллектива считала себя лучшей. Но представительница прекрасного пола, учительница, поверившая директору, работает с полной самоотдачей. И здесь кроются результаты работы, создающие и высокий имидж школы, и условия для возможного продвижения.»
День сегодняшний
Прежде, Григорий Аврумович никогда не мог себя представить без ежедневной, напряжённой, часто рутинной работы, и, отдавая всего себя любимому делу до 85 лет, всего второй год находится на пенсии. Признаётся - весьма необычное для него время и новое, довольно непривычное состояние. При этом, маэстро не опускает руки, а по-прежнему - энергичен, полон новых идей, масштабных творческих планов: «Не могу сказать, что адаптировался. Но возраст определяет и физические возможности. Общественная работа - осталась, больше читаю, мечтаю время дожития - провести достойно. После жаркого, южного Тульчина, с годами, привык и к здешним, сибирским морозам. Единственное, что мне по-прежнему тяжело переносить, так это новосибирские, очень длинные зимы. Хотелось бы — покороче, как в Тульчине…» (смеётся)