На предвыборном съезде партии «Единая Россия» глава центра «Сириус» Елена Шмелёва, обращаясь к президенту, предложила «вернуть в школу человеческое достоинство», потерянное, на её взгляд, из-за того, что нынешним педагогам приходится вручную заполнять многочисленные бланки отчётности.
Не знаю ни одного педагога, который бы предложение Елены Шмелёвой не поддержал, но достоинство-то тут при чём? Действительно, современный учитель почти половину своего рабочего времени тратит на составление всевозможных отчётов, причём некоторые из них носят откровенно анекдотический характер. Так, каждый классный руководитель обязан не только посетить семьи своих учащихся, но и, чтобы отчитаться, сфотографироваться с ними. Вообще чиновники считают, что учителя должны запротоколировать и задокументировать каждый свой шаг, каждое проведённое мероприятие. В одной из школ педагогам было даже предложено составить хронометраж своей жизни!
Впрочем, самая большая проблема современной школы – это всё-таки не гигантский вал отчётности. В последние несколько лет учителя буквально стонут от так называемых Всероссийских проверочных работ (ВПР), спускаемых нашим родным министерством. Поскольку эти работы весьма обширны и похожи на настоящий экзамен, их проведение ломает нормальный учебный процесс, а проверка и заполнение соответствующих ведомостей отнимают порой целую неделю! Между прочим, почему-то за эту дополнительную, чрезвычайно интенсивную и ответственную работу никто учителям ни копейки не доплачивает! А ведь мы живём при капитализме, да ещё и при отсутствии государственной идеологии, на месте которой водружён лозунг «За всё нужно платить!».
Вот здесь-то мы и выходим на главную проблему современной российской школы. И она вовсе не в том, что мы плетёмся в хвосте глобальной цифровизации. Как раз наоборот: Россия в данном процессе в числе самых передовых стран мира и отстаёт разве что от Китая, где за населением успешно налажен тотальный контроль. Главная проблема школы, которая не позволяет вернуть учителям «человеческое достоинство», в позорно низкой оплате педагогического труда. Чтобы достичь приемлемого уровня зарплаты, нынешние учителя вынуждены брать по две, а то и три ставки, причём зачастую работать им приходится в классах по 40 человек. Я знаю коллег, которые «тянут» классное руководство и 50 учебных часов! При таком положении дел разве можно говорить об организации полноценного процесса обучения? К этой непомерной, нечеловеческой нагрузке ещё следует добавить огромное количество опять же спускаемых сверху мероприятий, которые, как я уже говорил, надо обязательно сфотографировать! Впрочем, можно взять одну ставку и получать, как я, например, 15 тысяч рублей, то есть 200 долларов.
Без существенного повышения зарплаты педагогам и соответствующего запрета брать больше определённой учебной нагрузки (например, 28 часов) никакие проблемы российской школы решить нельзя. Профессиональные качества учителей, к сожалению, постепенно, но неуклонно снижаются. И здесь конкурсы, иногда носящие характер обычной показухи, или курсы повышения квалификации, которые часто проводят совершенно оторванные от школьной реальности специалисты вузов, не помогут.
Владимир Путин на встрече со школьниками поддержал предложение объявить 2023 год Годом педагога. Надеюсь, к этому времени будут подготовлены существенные, а главное – продуманные реформы, которые в перспективе позволят нашей школе вернуть себе передовые позиции в мире. Нужно строить новые школы, насыщать их современным оборудованием, качественно готовить педагогов, обеспечивать их жильём и давать им приличную зарплату – вот что значит «вернуть в школу человеческое достоинство».
Виктор Пахомов, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы, Новороссийск