На то и память нам дана…: Сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове / Под редакцией Б. Поюровского. – Владимир: ИП Журавлёва, 2008. – 288 с.: ил.
Можете быть уверены: если вам когда-нибудь доведётся общаться с кем-либо из многочисленных учеников этого человека хоть сколько-нибудь плотно, что называется, «за жизнь», то фамилия Монюков в этом разговоре рано или поздно, но обязательно всплывёт. Будет произнесена либо она, либо одно из ласковых студенческих прозваний – Моня, Карлыч, – которыми буквально пестрят страницы этой книги и в употреблении коих нет ни грана амикошонства или тем более пренебрежительности. Только громадное уважение к своему по крови и духу, только уважение к мастеру, не снисходившему до своих питомцев, а напротив – поднимавшему их до своего уровня. Только любовь.
Виктор Карлович Монюков (1924–1984), судя по всему, действительно обладал редким даром влюблять в себя.
Благодаря редкостному набору человеческих качеств, благодаря уму, образованности, душевному свету («символом величия интеллектуальной России» – так ни много ни мало аттестует его один из авторов сборника, польский драматург Ежи Пшездецкий, чью пьесу тридцать лет назад ставил режиссёр Монюков в только что основанном им тогда столичном Новом драматическом).
Благодаря обаянию, шарму, красоте, которые также немало поминаются в книге и имеют себе безусловное визуальное подтверждение: на двух иллюстративных вкладках множество фотографий, где запечатлено лицо – особое, благородное, «нездешнее», равно выразительное и в раннем детстве, и в зрелые годы.
Но в первую очередь он поражал и воздействовал на окружающих своим уникальным педагогическим даром. Именно в нём заключалось главное жизненное признание Монюкова, актёра, режиссёра, театрального деятеля в высшем, «многозначном» значении этого слова. Выпускник самого первого курса Школы-студии МХАТ, он остался в alma mater в качестве ассистента кафедры мастерства актёра и все последующие годы, как старший преподаватель, затем доцент и, наконец, профессор, ежедневно и истово занимался загадочным, феноменальным, почти «алхимическим» процессом – созданием артиста. Который был для руководителя многих знаменитых мхатовских выпусков неразрывно связан с другой, ничуть не менее важной задачей, а именно, воспитанием личности.
О том, что в большинстве случаев Монюкову это удавалось, свидетельствует как авторский состав того раздела книги, что называется «Спасибо, учитель!» (Лев Дуров, Игорь Кваша, Владимир Заманский, Евгений Киндинов, Алексей Гуськов, Игорь Золотовицкий – и это, поверьте, лишь малая часть блистательного списка), так и заголовки их статей («Благодарю», «Вдохновитель», «Добрый гений», «Один из тысячи», «Я счастлив!» и т.д.). «Настоящим рыцарем театральной педагогики» называет Монюкова его наследник по педагогической деятельности в мхатовской школе Авангард Леонтьев. Редактор отдела «ТелевЕдение» «ЛГ» Александр Кондрашов, также прошедший в своё время монюковские университеты, характеризует его как «очень умного человека, доброжелательного, но не простого, не «демократа», заигрывающего со студентами, а человека, осознающего своё место в Художественном театре, свою миссию в Школе-студии». А в качестве итогового резюме можно привести слова Олега Табакова, не встречавшего «человека, который говорил бы об этом педагоге без должного уважения».
И сама книга также появилась на свет благодаря ученикам Виктора Карловича – Александру Курскому и Надежде Васильевой. Педагогам не так уж часто возводят памятники. В данном случае – перед нами замечательный монумент.