Лола Звонарёва. Открывающий врата учёности: жизнь и творчество Симеона Полоцкого. Монография. Отечественная история.
– М.: Academia; Библио ТВ, 2020. – 400 с. – 1000 экз.
Монография Лолы Звонарёвой «Открывающий врата учёности: жизнь и творчество Симеона Полоцкого» вышла в 2020 году; из-за строгих ограничений, связанных с пандемией, в Москве были запрещены массовые мероприятия, полноценного обсуждения она не получила, что обидно не только для автора, но и для внимательного читателя. Прежде всего потому, что книжка вышла удивительно своевременная! Казалось бы, странно – посвящённая просветителю, учёному и поэту ХVII века, но захватывающая внимание рассеянного читателя с первой страницы, с первого абзаца. После страницы, на которой уместились сведения об авторе, помещено «Предисловие: 40 лет спустя». В этом вступлении автор подробно описывает историю своих «взаимоотношений» с героем книги, с Симеоном Полоцким. Как уже на первом курсе филологического факультета МГУ увлеклась древнерусской литературой – лекции вдохновенно читал В.А. Грихин, как стала заниматься творчеством Симеона Полоцкого, чьи рукописи уже несколько столетий лежали неопубликованными и даже неразобранными… Что может быть заманчивее для молодого исследователя, чем открыть тайну? И дальше начинается уже почти авантюрный занимательный сюжет – на третьем курсе пишется курсовая по творчеству загадочного малоисследованного древнего автора. Находится и товарищ по дальнейшим поискам. Приходит решение ехать в Минск – ведь в Москву иеромонах Симеон попал уже сложившимся тридцатипятилетним человеком. Чтобы понять, как складывался его внутренний мир, надо ехать в Белоруссию, в Полоцк, к его истокам.
И летом 1979 года Лола Звонарёва устремилась в Минск, в Институт литературы им. Я. Купалы, где познакомилась с заведующим отделом дооктябрьской литературы Адамом Иосифовичем Мальдисом. Мне интересно писать об этом ещё и потому, что в те годы мне также довелось познакомиться с этим выдающимся человеком, а позднее проработать двадцать лет в Институте литературы им. Я. Купалы, правда, в отделе взаимосвязей литератур, под руководством Алеся Адамовича. Но это другая история. Естественно, меня не могли оставить равнодушной и имена других сотрудников отдела «старожитной», как говорят в Минске, белорусской литературы…
Звонарёвой посоветовали учить белорусский язык, который вскоре она и освоила. Не так легко складывалось в Минске её сотрудничество с местными учёными; трагически-таинственная судьба некоторых из них так и не прояснилась до сих пор...
Первый раздел монографии – «Политическая позиция просветителя как результат осмысления опыта всеобщей и европейской истории». Сразу возникает ощущение своевременности книги: середина ХVII века, бесконечные локальные войны на тех землях, которые иногда называют «крэсы» – скрещения: скрещение интересов Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Московского царства. Правители сражаются за города и земли, к ним прилегающие, но объединяются против общего сильнейшего врага – Швеции на севере. Сообща им удаётся на длительное время отодвинуть шведские вторжения, но борьба между ними остаётся напряжённой. Во многом она объясняет современные явления политической жизни Европейского региона. Это фантомные боли поляков и литовцев, протянувшиеся из давних времён, нереализованные амбиции, сохраняемые в поколениях от XVII века до наших дней. Симеон Полоцкий пишет в это время вирши на польском языке; «Беседа о брани», очевидно, написана в расчёте на русского царя и придворные круги с целью приближения их к европейскому правовому сознанию (о полном отсутствии которого свидетельствует драматический эпизод, происшедший в 1660 году на Берестейщине, когда московский воевода отказался на время переговоров послов Великого княжества Литовского прекратить насилие и грабежи). Симеон Полоцкий был последователем белорусского гуманиста Симона Будного, считавшего: в обществе надо пытаться всеми силами сохранить мир. Уже этого достаточно, чтобы понять важное просветительское значение книги Лолы Звонарёвой: возможность вспомнить или прочитать заново о ключевых моментах нашей славянской истории, мало известных широкому кругу читателей в настоящий момент. Монография написана аргументированно, научно: со всеми разнообразными ссылками – и в то же время не скучно, а увлекательно, как настоящий приключенческий роман. Это книга о приключениях идей во времени на землях тех самых кресов, где мне довелось прожить большую часть жизни.
Два других раздела посвящены непростым взаимоотношениям Симеона Полоцкого с московскими «любомудрами» (партией латинистов-западников) и их влиянию на церковную жизнь в России и времени, когда иеромонах Симеон становится воспитателем детей русского царя Алексея Михайловича: царевны Софьи, Фёдора Алексеевича и, наконец, будущего Петра Первого. Годы, отданные служению учителем, дали свои плоды – научные знания вышли из-под церковного влияния и постепенно полностью секуляризировались. А о церковной реформе Петра знают и помнят практически все – как бы к ней ни относились.
Но для Симеона Полоцкого, для личности просветителя характерны умеренность, постепенность и взвешенность принимаемых решений. Это одна из глубинных коренных черт белорусов. А поскольку наш герой вошёл в историю как «Полоцкий», а Полоцк – город белорусский, то можно утверждать: и в виршах его, и в учении эти черты имели решающее значение.
Третий раздел книги посвящён педагогической деятельности Симеона Полоцкого. И снова актуальный акцент – противостояние систем ценностей Востока и Запада. Более передовые на тот момент западные идеи в изложении великого просветителя утрачивали категоричность противостояния, не замахивались на переход русского двора в католичество. И потому энциклопедизм Симеона Полоцкого как своего рода общественная позиция обеспечивал в его преподавании новый подход к взаимоотношениям науки и искусства.
Надеюсь, что в этом кратком очерке, посвящённом книге Л. Звонарёвой о выдающемся просветителе Симеоне Полоцком, мне удалось показать высокий уровень этого научного труда, его актуальность и злободневность, сочетающиеся с увлекательностью и удовольствием, которое получаешь при чтении. Монография заслуженно получила золотой диплом фестиваля «Золотой Витязь» и Всероссийскую Филофеевскую премию.