Несколько недель назад, столкнувшись с проблемой организации удалённого (назовём это так) обучения, я, как и авторы подборки «Репетиция дистанционного обучения» («ЛГ», №15), тоже ощутила себя совершенно беспомощной. Но беспомощность моя была связана не с отсутствием возможностей, а с их мнимым переизбытком и сложностью выбора.
Ещё в начале марта нас исподволь начали готовить к чему-то новому и цифровому. В МЭШ (Московская электронная школа) появились три новые буквы – ЦДЗ. Цифровое домашнее задание. Посмотрела, попробовала, но, к сожалению, возникло много технических проблем у детей, да и по содержанию не всё устраивало. Однако к новой форме хотя бы приспособилась, и это немного облегчило мне жизнь.
Особенно сложным было, пожалуй, осознать, что ты больше не требуешь выполнения заданий к определённому сроку, ты рекомендуешь некий образовательный маршрут для класса, а каждый ребёнок выбирает свою скорость выполнения. В течение первой недели кто-то ещё посещал уроки, кого-то родители оставили дома. Пришлось завести для каждого класса отдельные «протоколы», в которых я до сих пор отмечаю сданные работы. Иногда в один день присылались все задания, которые я давала в течение недели, ведь каждый работает в своём темпе.
Через неделю такой непрерывной чехарды я пришла к мысли о том, что с этим пора заканчивать. Ведь есть же МЭШ, ЦДЗ, РЭШ, Гугл-класс, Учи.ру и ещё целый ряд образовательных платформ. И я решила попробовать всё! С организацией работы для старшеклассников было достаточно просто: по литературе чудесные лекции портала Arzamas, тематические карточки ко всем произведениям, дающие возможность выбрать свою степень освоения программы, творческие работы, таблицы… Да, оценивать непросто, но зато детям на первых порах всё было ясно. По русскому языку многочисленные ролики на «Ютьюбе» по каждой теме, «Решу ОГЭ» и «Решу ЕГЭ» (освоила все за пару часов, спасибо создателям за ясность и доступность). В средней школе попробовала зарегистрировать класс на платформе РЭШ (Российская электронная школа), очень понравилась структура выложенных материалов, отличные задания для тренировок и контроля, но, к сожалению, не смогла разобраться, как увидеть результаты выполнения заданий детьми.
К счастью, в нашей школе существует корпоративная сеть. И пока в течение переходного периода мы искали свой путь решения проблемы, администрация и технические специалисты предложили нам организовать встречи с ребятами внутри нашей сети с помощью Google Meet. Для меня это был первый опыт подобного рода, я даже в скайпе никогда не общалась. Однако все мои опасения оказались напрасными: ребята так искренне и радостно встретили меня, так внимательно слушали и подсказывали, что я сама стала ждать этих сеансов видеосвязи. Мне кажется, ребята тоже ждут их. А ещё на каждом уроке у нас присутствует какой-то гость: моя трёхлетняя внучка (собственные дети и внуки учителей тоже ведь вместе с ними на самоизоляции) приносит свою игрушку-зверушку, «чтобы ребятам не было грустно».
Это лирика. А что в сухом остатке? Каждый всё равно выбирает подходящее именно для себя. Ребёнок выбирает свою скорость освоения программы, свою степень включённости в видеоконсультации. Учитель – способ подачи материала, количество заданий и частоту их проверки, стиль общения с классом, свою позицию по отношению к родителям. Родитель – доброжелательность и сотрудничество со школой или скандальное «Вы должны!». Администрация тоже выбирает: лавина инструкций, приказов, директив, указаний или консультация, помощь, подсказка, совместная деятельность.
Мы не были готовы к дистанционному обучению. Это факт. Но мы не могли отступить, поэтому нам пришлось обучаться по ходу пьесы, нам ещё многое предстоит изменить в своём сознании, но самое главное – все участники образовательного процесса должны осознать, что все мы плывём в одной лодке во время шторма и, чтобы добраться до берега, нам всем надо грести, желательно в одном направлении.