Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 мая 2014 г.
  4. № 19 (6462) (14.05.2014)

Учёности достойные плоды

14 мая 2014
Гравюра из полного собрания сочинений 1893 года (издание А. Ф. Маркса)

Недавно исполнилось 270 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина. Его пьесы, басни, экспромты, речи, прозаические произведения и государственные документы, очерки и воспоминания, пронизанные пафосом социального долга, и сейчас актуальны и важны для русского общества.

Наш «школьный Фонвизин» до обидного ограничен. Такое впечатление, что дети до сих пор учатся по древним учебникам, которые определяли великого писателя как «борца с невежеством и царским режимом». Денис Иванович действительно ненавидел всяческое невежество и страдал, видя его в русском народе: «Мужик, – писал он, – одним человеческим видом от скота отличающийся» может привести государство «в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели». Чтобы до этого не дошло, считал он, нужно вывести народ из скотского состояния, обеспечить достойный уровень жизни, дать образование, заложить понятия о нравственности и вере, защитить законами, наконец. Фонвизин был монархистом и одновременно – непримиримым противником бесконтрольной самодержавной власти. «Где произвол одного, – писал он, – есть закон верховный, тамо прочная общая связь и существовать не может; есть государство, но нет отечества, есть подданные, но нет граждан…» Он считал, что писатель – это «страж общего блага», «полезный советодатель государю, а иногда и спаситель сограждан своих и отечества».

Каким же образом дворянский сын из рода пленных ливонцев достиг высокого положения при дворе, почему российские государи считали нужным прислушиваться к нему?

Невзирая на своё происхождение, он был подлинно русским человеком. Вот что писал брату в 1824 г. А.С. Пушкин: «Не забудь фон-Визина писать Фонвизин. Что он, нехристь?! Он русский, из прерусских русской». А князь Вяземский выразился точнее: «В нём ум коренной русский, который на чужбине как-то не у места и связан. Такой ум, «заматерелый», односторонний от оригинальности своей или самобытности, перенесённый в чуждый климат, не заимствует ничего из новых источников, не обогащается, не развивается, а, напротив, теряет силу и свежесть, как растение, которому непременно нужна земля родины, чтобы цвести и приносить плоды». И он «расцвёл» в России, его дар принёс щедрые плоды – пьесы, басни, экспромты, речи, прозаические произведения и государственные документы, очерки и воспоминания, написанные метким, образным, живым русским языком. С новой силой звучат сегодня его мысли о литературе как о «учительнице народной и воспитательнице», «провозвестнице всех благородных чувств и побуждений», развивающей в обществе «высокие понятия нравственности, правды и добра» и указывающей народу «цели стремлений».

Главным человеком в жизни «русского Мольера» был отец. Старший Фонвизин читал много русских книг, любил историю древнюю и римскую, особенно «Мнения Цицероновы», с четырёх лет он нанял сыну домашних учителей по разным предметам. «Я не помню себя неграмотным», – говорил Денис Иванович. И отец, и учителя умели заохотить, как сейчас говорят – мотивировать, маленького ученика. Иван Андреевич и воспитатель был хороший: в веке, который тогда считали «испорченным», он сохранял нравственное здоровье. Когда лихоимство не преследовалось ни судом, ни даже общественным мнением, отец Фонвизина считал, что взятка (он служил в ревизион-коллегии) – «против натуры человеческой». И правда, наблюдая за современными миллионными и миллиардными взяточниками и откатчиками, думаешь порой: «А осталось ли ещё в них вообще что-то человеческое?»

Дом Фонвизиных находился недалеко от совсем недавно (в 1755 г.) основанного университета, при котором была открыта гимназия. Денис оказался одним из первых, кто поступил в это учебное заведение (вместе с Потёмкиным и другими прославившимися впоследствии «орлами Екатерины»). У них не было хороших учебников и книг для чтения, зато сочинения Ломоносова присылались прямо с печатного станка академической типографии! Имена лучших учеников публиковались в газетах.

По окончании гимназии Фонвизин поступил на философский факультет университета. После обучения и службы в Петербурге под началом кабинет-министра И.П. Елагина (к тому же стихотворца и переводчика) он стал секретарём Н.И. Панина – вельможи, игравшего значительную роль в жизни государства. Здесь окончательно сформировались взгляды Фонвизина-патриота: будучи идеологом дворянского либерализма, он желал ограничения самодержавной деспотии законами, смягчения крепостного права. В трактате «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей», в резкой полемике Фонвизина с Екатериной на страницах «Собеседника любителей российского слова» и в других публицистических выступлениях заявлены убеждения писателя. Его «Рассуждение о непременных государственных законах» – одно из лучших произведений русской публицистики XVIII столетия – предназначалось для воспитанника Никиты Панина – будущего императора Павла Петровича. В «Рассуждении» ясно прозвучало предостережение: «Нация, буде находит средства разорвать свои оковы тем же правом, каким на неё наложены, весьма умно делает, когда разрывает». Но никто его тогда не понял и не услышал.

В школьной программе, на мой взгляд, Д.И. Фонвизина следует представлять не только как писателя-сатирика, но и как выдающегося патриота. Главным произведением его с этой точки зрения является «Рассуждения о национальном любочестии», суть которого сформулирована в этой цитате: «Когда целые народы поставляли ещё честь свою в свободе, а свободу в едином благородном образе мыслей, любовь к отечеству была тогда сладчайшее тех народов чувствие. Сильнейшее самолюбия, исполненное нежности, прелести и приятности, слово отечество заключало всё то, что души возбудить и возвысить может. Оно отнимало от смерти жало и от сладострастия победу. Сей прекрасный огнь горел во всех сердцах; все сердца пылали ко своему отечеству. Крепкие в страданиях, бесчувственные к собственным своим бедствиям, и тем усерднейшие ко всеобщему блаженству, ничего другого они не желали, кроме пользы отечества, честь его предпочитали чести своих предков, всеобщее же благо частному; они считали себя довольно благополучными и почтенными, когда республика была почтенна и благополучна. Всякие свои соперничества и вражды отставляли они к стороне, и, буде выгоды отечества того требовали, способствовали они к славе величайших своих сопротивников. Оскорблённые оте­чеством, завышали они огорчающее неправосудие и пеклись о нём в страданиях, от него претерпеваемых. <…> Каждый без страха шёл туда, где достойные предки его славу и смерть вкусили; каждый соединялся с прочими, составляющими стену окрест безоружных, доволен будучи, если падением своим даст другому случай заступить своё место».

Знай нынешнее поколение россиян Д.И. Фонвизина не только как создателя «Недоросля», а и как автора «Рассуждений» и других публицистических творений, возможно, не случилось бы многое из того, что происходит, к сожалению, всё чаще: забвение подвига отцов и дедов, а порой и надругательство над их памятью, завоеваниями, идеалами.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Наталья Лясковская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS