Олег Юнаков. Архитектор Иосиф Каракис. Жизнь, творчество и судьба. Нью-Йорк, Алмаз, 2016. 544 с.: ил. 500 экз.
Когда изучаешь капитальный труд, оформившийся в классный альбом, созданный усилиями автора-составителя Олега Юнакова и его редактора-консультанта Ирмы Каракис, то на ум невольно приходит мысль: перед нами – экзотический гибрид энциклопедического издания, посвящённого конкретной незаурядной личности, и семейного альбома.
Конечно, в энциклопедии всё должно быть строго по алфавиту, но это чисто внешний конструктивный принцип. Важнее другой признак: объективный и исчерпывающий свод информации.
Иосиф Каракис |
Фигура украинского советского зодчего Иосифа Юльевича Каракиса более знакома на его родине, но масштаб его творческой, технической, научной и педагогической деятельности выходит за рамки республики. Кроме полусотни реализованных на Украине проектов архитектора несколько объектов возведено в Узбекистане, Азербайджане и Дагестане, а также он предлагал свои разработки для сооружений в Москве, Ленинграде, Кишинёве...
Родившийся в 1902 году и в 1929-м окончивший Киевский художественный институт, И. Каракис всей судьбой слился с советской историей, не потерялся в исторических пертурбациях, а успешно реализовал свой многогранный талант. В этой связи некоторым диссонансом звучит главка, написанная коллегой героя книги Виктором Чепеликом: «Творчество в тисках тоталитарной эпохи». В ней профессиональный путь Каракиса представлен как череда преследований и препон. По-видимому, тут сказался стереотип либеральной биографии, когда творческому человеку нужен статус гонимого.
Послужной список созданного архитектором свидетельствует об ином. Конечно, он зависел от системы. Но когда и где творцы чувствовали себя абсолютно свободными? Естественно, что не все наши замыслы и мечты находят своё воплощение.
Творческую эволюцию Каракиса можно обозначить как путь от конструктивизма через сталинский ампир к типовому функциональному зодчеству 60–70-х годов.
Возможно, авторская манера зодчего была явлена не столь рельефно, как у Щусева или братьев Весниных. Но стилю Каракиса была присуща особая мягкость его архитектурных решений. Часто бывает, что эффектно выполненный проект привлекает глаз, а обитать в экстравагантных постройках не очень хочется. Постройки, к которым приложил руку Каракис, уютны, обжиты и комфортны. Они человечны.
Главной точкой приложения его усилий был удивительный город Киев. Именно на берегах Днепра воплощены самые яркие задумки мастера: ресторан «Динамо», Дом Красной Армии и Флота (Дом офицеров), Еврейский театр, жилой массив на улице Январского восстания, детский сад «Орлёнок», Художественная школа – Национальный музей Украины, Театр Красной Армии...
Жизненный путь архитектора не был устлан розами – после нашествия немецко-фашистских оккупантов некоторые его творения были разрушены или пострадали. Мастеру довелось вкусить горечь варварского отношения к его труду. Однако зрелище уничтоженного давало толчок к созданию новых домов, школ, культурных центров. Всё больше внимания он мог уделять работе с молодёжью, экспериментальному творчеству, семье и близким людям. В минуты отдохновения Каракис обращался к живописи, любил заниматься садовым хозяйством.
При обращении автора к этой стороне личности И. Каракиса больше проявились жанровые черты семейного альбома (на этот жанр намекает формат издания). Для освещения его житейских склонностей иллюстративный материал подобран с любовью.
Архитектор ушёл из жизни в 1988 году. За плечами осталась многотрудная, плодотворная жизнь. Творения зодчих часто переживают создателей. Волею судеб зданиям Каракиса были посланы новые суровые испытания: ряд его проектов был воплощен в Ворошиловграде (Луганске), Краматорске, Лисичанске... Каково их состояние сегодня?!.