Павел Крусанов. Голуби: Рассказы. – М.: ИД «Городец», 2020.– 272 с. – (Книжная полка Вадима Левенталя).
Новая книга признанного мастера отечественной прозы Павла Крусанова, «Голуби», вышедшая в уже ставшей знаменитой серии «Книжная полка Вадима Левенталя», полна пленительных тайн и скрытых смыслов.
В текстах книги реабилитируется такой жанр, как охотничьи рассказы. Автор, очевидно, знает об охоте не понаслышке, поэтому книга насыщена деталями, подробностями, выписанными так тонко и отчётливо, что восхищённый интерес овладеет не только охотниками, но и теми, кто далёк от этого занятия. С первых страниц автор чётко держится границ жанра, улавливая все перепады охотничьего дела, насыщая текст так свойственными охотникам откровениями, воспоминаниями, россказнями. Именно здесь мы узнаём и объёмно начинаем чувствовать характеры сквозных героев: Петра Алексеевича, учёного, охотника-любителя; Пал Палыча, профессионала – устроителя охоты; Цукатова, тоже учёного, но в охоте человека фанатичного и любителем себя не ощущающего. Елеем для русского уха льётся их искренняя речь, сладостны и свежи описания природы в исполнении Павла Крусанова.
«Земля холмилась и опадала – когда дорога взбиралась на пригорок, открывались широкие пейзажные дали с теряющимся в дымке горизонтом, скупые по цветам, чёрно-желтовато-бурые, но выразительные в своей аскетичной строгости. Деревни в этих местах выглядели обитаемыми – над крышами тут и там курились дымки., а поля лежали ухоженные и готовые к севу».
Наслаждаться бы и наслаждаться! Но вскоре понимаешь, что замысел автора много сложнее, чем кажется на первый взгляд. И по жанру, и по смыслу. Жанр определить скоро не получается: с одной стороны, это книга рассказов, с другой – в ней полно сквозных персонажей, причём их переход из текста в текст никак не выглядит искусственным. Это почти фотографический приём – выхватывать эпизоды так, как они могли бы существовать в жизни, с предельной достоверностью каждого поворота. Никаких типажей, каждый характер индивидуален, и это захватывающий реализм.
Такой реализм невероятно увлекает, почище всякого детектива. И дело не только в охоте, а в том, что каждый человек по-своему одинок и ищет в своих увлечениях тропу, по которой от одиночества возможно сбежать. В этом контексте крайне важен образ Иванюты, непризнанного поэта, нового «лишнего человека», которому не суждено было раскрыть себя, и он ищет ответы на вечные вопросы в умозрительном, не в бунтарском. Важное отличие Крусанов нащупывает между «лишними людьми» из классической русской прозы XIX века и нынешними. В тех бродила жажда к переменам внешним, а новый «лишний человек» ловит и фиксирует перемены внутренние, надеясь в этой динамике найти выход.
«Всё, что я пишу, – думал в пути Иванюта, – я пишу о любви. Просто любовь, как вода, имеет разные агрегатные состояния. Лёд – это замёрзшая вода. Ненависть – это оскорблён-ная любовь». Он хотел столь же чеканно сформулировать соображение и про пар – какому агрегатному состоянию любви он соответствует, – но от художественной мысли отвлекала набегающая перспектива городских улиц за лобовым стеклом машины».
Что ещё важно отметить в книге Павла Крусанова «Голуби»? Конечно, всех, кто прочитает книгу, поразит словесная роскошь главы, посвящённой путешествию в Перу.
«Серпантин над ущельем, в бездну которого Полина не могла смотреть без писка, автобус одолел с одышкой».
Невероятно трудно сделать подробное описание экзотической местности интересным для тех, кто там не бывал. У Крусанова это получается великолепно. Диковинные обычаи местных народов, их нравы и бытование переживаешь так, словно живёшь с ними совсем рядом, а не за тысячи километров.
«Каждый мужчина-амаваки строго следовал заветам предков: когда жена начинала увядать и терять привлекательность, он отводил её в глухую чащу и возвращался уже один, чтобы вскоре жениться на молодой – мужчины здесь были крепки в корню до самой смерти. В былые времена амаваки тоже жили замкнуто, строго в кругу своей общины – охотились, рыбачили, выращивали перец, тыкву и батат, – однако в последние годы, пусть без особого радушия, но всё же вышли на контакт с иными, принимая от гостей в качестве входного билета на посещение своей деревни мачете, еду и одежду. Вот только шума в своём лесу они не терпели – на шумных пришельцев их скупое гостеприимство не распространялось». По сути книга Крусанова – это сага о человеке и окружающем мире. Мир дан так же подробно, как и человек. Не в поисках ли гармонии с этим окружающим миром и есть смысл жизни? Как бы кто ни отвечал на этот вопрос, совместное размышление об этом с Павлом Крусановым доставит вам интеллектуальное удовольствие высшей пробы.
Презентация книги состоится на Московской международной книжной ярмарке в ЦВЗ «Манеж» 6 сентября в 16.15 на Сцене 1.