Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 сентября 2020 г.
  4. № 35 (6750) (02.09.2020)
Литература Библиосфера Рецензия

Удовольствие высшей пробы

02 сентября 2020

Павел Крусанов. Голуби: Рассказы. – М.: ИД «Городец», 2020.– 272 с. – (Книжная полка Вадима Левенталя).

Новая книга признанного мастера отечественной прозы Павла Крусанова, «Голуби», вышедшая в уже ставшей знаменитой серии «Книжная полка Вадима Левенталя», полна пленительных тайн и скрытых смыслов.

В текстах книги реабилитируется такой жанр, как охотничьи рассказы. Автор, очевидно, знает об охоте не понаслышке, поэтому книга насыщена деталями, подробностями, выписанными так тонко и отчётливо, что восхищённый интерес овладеет не только охотниками, но и теми, кто далёк от этого занятия. С первых страниц автор чётко держится границ жанра, улавливая все перепады охотничьего дела, насыщая текст так свойственными охотникам откровениями, воспоминаниями, россказнями. Именно здесь мы узнаём и объёмно начинаем чувствовать характеры сквозных героев: Петра Алексеевича, учёного, охотника-любителя; Пал Палыча, профессионала – устроителя охоты; Цукатова, тоже учёного, но в охоте человека фанатичного и любителем себя не ощущающего. Елеем для русского уха льётся их искренняя речь, сладостны и свежи описания природы в исполнении Павла Крусанова.

«Земля холмилась и опадала – когда дорога взбиралась на пригорок, открывались широкие пейзажные дали с теряющимся в дымке горизонтом, скупые по цветам, чёрно-желтовато-бурые, но выразительные в своей аскетичной строгости. Деревни в этих местах выглядели обитаемыми – над крышами тут и там курились дымки., а поля лежали ухоженные и готовые к севу».

Наслаждаться бы и наслаждаться! Но вскоре понимаешь, что замысел автора много сложнее, чем кажется на первый взгляд. И по жанру, и по смыслу. Жанр определить скоро не получается: с одной стороны, это книга рассказов, с другой – в ней полно сквозных персонажей, причём их переход из текста в текст никак не выглядит искусственным. Это почти фотографический приём – выхватывать эпизоды так, как они могли бы существовать в жизни, с предельной достоверностью каждого поворота. Никаких типажей, каждый характер индивидуален, и это захватывающий реализм.

Такой реализм невероятно увлекает, почище всякого детектива. И дело не только в охоте, а в том, что каждый человек по-своему одинок и ищет в своих увлечениях тропу, по которой от одиночества возможно сбежать. В этом контексте крайне важен образ Иванюты, непризнанного поэта, нового «лишнего человека», которому не суждено было раскрыть себя, и он ищет ответы на вечные вопросы в умозрительном, не в бунтарском. Важное отличие Крусанов нащупывает между «лишними людьми» из классической русской прозы XIX века и нынешними. В тех бродила жажда к переменам внешним, а новый «лишний человек» ловит и фиксирует перемены внутренние, надеясь в этой динамике найти выход.

«Всё, что я пишу, – думал в пути Иванюта, – я пишу о любви. Просто любовь, как вода, имеет разные агрегатные состояния. Лёд – это замёрзшая вода. Ненависть – это оскорблён-ная любовь». Он хотел столь же чеканно сформулировать соображение и про пар – какому агрегатному состоянию любви он соответствует, – но от художественной мысли отвлекала набегающая перспектива городских улиц за лобовым стеклом машины».

Что ещё важно отметить в книге Павла Крусанова «Голуби»? Конечно, всех, кто прочитает книгу, поразит словесная роскошь главы, посвящённой путешествию в Перу.

«Серпантин над ущельем, в бездну которого Полина не могла смотреть без писка, автобус одолел с одышкой».

Невероятно трудно сделать подробное описание экзотической местности интересным для тех, кто там не бывал. У Крусанова это получается великолепно. Диковинные обычаи местных народов, их нравы и бытование переживаешь так, словно живёшь с ними совсем рядом, а не за тысячи километров.

«Каждый мужчина-амаваки строго следовал заветам предков: когда жена начинала увядать и терять привлекательность, он отводил её в глухую чащу и возвращался уже один, чтобы вскоре жениться на молодой – мужчины здесь были крепки в корню до самой смерти. В былые времена амаваки тоже жили замкнуто, строго в кругу своей общины – охотились, рыбачили, выращивали перец, тыкву и батат, – однако в последние годы, пусть без особого радушия, но всё же вышли на контакт с иными, принимая от гостей в качестве входного билета на посещение своей деревни мачете, еду и одежду. Вот только шума в своём лесу они не терпели – на шумных пришельцев их скупое гостеприимство не распространялось». По сути книга Крусанова – это сага о человеке и окружающем мире. Мир дан так же подробно, как и человек. Не в поисках ли гармонии с этим окружающим миром и есть смысл жизни? Как бы кто ни отвечал на этот вопрос, совместное размышление об этом с Павлом Крусановым доставит вам интеллектуальное удовольствие высшей пробы.

Презентация книги состоится на Московской международной книжной ярмарке в ЦВЗ «Манеж» 6 сентября в 16.15 на Сцене 1.

Тэги: Максим Замшев Рассказы
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Это моя Земля. Поморье»

    11.11.2022
  • Мы в Telegram

    26.09.2022
  • Весь мир в улыбке

    21.09.2022
  • «Ты будешь жить с моей племянницей?»

    16.09.2022
  • Закончим «Русской весной»

    14.09.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • «Ты будешь жить с моей племянницей?»

    159 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Не хотим, как в Париже

    118 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS