Весть о самоубийстве в Испании одного из основателей НТВ необыкновенно взволновала журналистское сообщество и заставила его ещё раз «оборотиться на себя». И задуматься о глубинных причинах этой трагедии.
Многие обратили внимание на сходство последних лет Игоря Малашенко с концом жизни другого, гораздо более известного медиамагната – Бориса Березовского. Проигранные суды, предательство компаньонов, проблемы с жёнами и деньгами и главное – невостребованность, невозможность работы на родине... Их вытолкнули те принципы жизни, которые они сами и устанавливали, та медиасреда, которую они создали, те люди, которых магнаты выдвинули.
Малашенко – советский мажор, сын генерала разведки, до 1991 года работавший в аппарате ЦК КПСС, после крушения СССР был направлен на создание нового, демократического телевидения. Но довольно скоро изменил принципам демократии и независимости СМИ, подчинив свои ресурсы пресловутой политической целесообразности. Малашенко, как и Березовский в октябре 1993-го и на выборах 1996 года, «выполнял задание партии», которая не хотела отдавать власть. СМИ стали не инструментом демократического развития, а орудием властных группировок. Те, кто имеет претензии к нынешней ситуации со свободой слова, должны вспомнить те «лихие, благословенные» годы.
А возвращаясь к самоубийствам и их причинам… Для крупных личностей, какими были эти люди, полагаю, внешние обстоятельства не так убийственны и разрушительны, как внутренние терзания. И осознание ошибочности выбранного пути.
Александр Иванов