Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Уходящий мир русской усадьбы

01 января 2007

КНИЖНЫЙ  РЯД

А что, собственно, произошло с русскими усадьбами на исходе XIX века, когда от дворянства они перешли другому сословию – купцам и предпринимателям? Новые хозяева вырубили вишнёвые сады и разобрали по брёвнам барские дома? Оказывается, не всё было так плохо и печально. К такому выводу приходишь, листая новое подарочное издание, выпущенное издательством «АСТ Пресс», – книгу Елены Савиновой «Русская усадьба. Серебряный век».

Примерно 20 лет ушло у Елены Нико-лаевны на изучение темы. И что же? «Серебряный век русских усадеб» – так назвала она это время. Московские предприниматели – Мамонтов, Бахрушин, Морозов, Феррейн, Рябушинский и другие – не скупились и вкладывали в развитие своих имений огромные капиталы: строили водонапорные башни, электростанции, проводили телефонную связь, активно занимались сельским хозяйством, а также… ставили спектакли, рисовали, музицировали, играли в теннис, разводили в оранжереях экзотические растения. И теперь уже понимаешь, что тогда московское купечество внесло огромный вклад в промышленный и культурный прогресс России. И «купеческая» усадьба того времени стала одним из самых загадочных феноменов.

Множество фотографий в книге воссоздают повседневную жизнь тех времён: вот помещики катаются на санях, вот лепят снежную бабу, вот собирают ягоды, а вот нарядные крестьяне в выходной прогуливаются по барским аллеям – это не возбранялось! Сразу же невольно вспоминаются нынешние пятиметровые кирпичные заборы… Нет, быт той эпохи открыт и прост: пьют чай на веранде семьёй этак человек в десять, детей учат в классных комнатах, купаются… Вот тенистый овражек, поросший ольхой, ржаное поле за околицей – и они входили в понятие «имение».

Собирались все эти сведения в основном через потомков владельцев усадеб. «Конечно, не всегда это было просто, – вспоминает Елена Савинова. – Некоторые неохотно шли на контакт и впускали в дом. Но когда мы вместе начинали разбирать хранящиеся у них документы, и я помогала им понять что-то и воссоздать картины прошлого, то постепенно появлялось и доверие». В итоге со многими из них завязалась настоящая дружба.

«Да ничего особенного с усадьбами новые хозяева не делали, просто они, в отличие от предыдущих владельцев, не вели праздное существование, а работали. Поэтому часто рядом строилась фабрика, и хозяева уже в 8 утра отправлялись на службу, – отметила на презентации Наталья Александровна Добрынина (из рода Алексеевых-Четверико­вых). – И посмотрите, на фотографиях бросается в глаза обилие книг в домашних библиотеках, а вот никакой вычурности нет, да и дети одеты просто, а семьи в большинстве своём большие и дружные – иногда и до 20 человек за обеденным столом сидит».

Борис Пастернак, архитектор-реставратор, удивительно похожий на своего знаменитого деда, представил класс «дачников», то есть тех, кто не владел имением, а лишь арендовал его на лето. Именно так в жизнь его семьи вошли Райки – усадьба И. Некрасова в Богородском уезде. И этот пласт отражён в книге Савиновой. Как правило, описание имений имеет стиль путеводителя, приводятся сведения только о постройках, датах, каких-то крупных событиях, и тем больше ценность представленной книги, что в ней присутствуют характеры персонажей, и даже драматургия, и вообще историзм той эпохи.

Полиграфическое исполнение издания уникально: альбомный подарочный формат (240х285 мм), 536 страниц, мелованная бумага, золотой обрез, футляр, на обложке и на футляре тиснение золотой и серебряной фольгой. Жёлтое на серо-синем фоне – беспроигрышное сочетание, дорогое, но не вычурное, и какое-то тёплое. Особо хочется отметить работы фотографа Михаила Золотарёва и художника Леонида Андреева – множество отличных иллюстраций, несомненно, соответствуют задуманному формату издания. Это тот случай, когда на высоте всё: и труды автора, и труды оформителей, и труды издателей.

Придирчивый Савва Ямщиков, заслуженный деятель искусств России, реставратор, академик РАЕН, сказал, что вместе с дочкой читал эту книгу всю последнюю неделю. Правда, добавил грустную ноту, упомянув, что настоящие разрушения пришли в эти усадьбы гораздо позже. Первое – после революции, а второе – во время перестройки, которую он назвал завершающей фазой той революции. «Разрушили даже Абрамцево, его пруды и речку, несмотря на созданный общественный фонд помощи», – заметил реставратор. О том, что именно в последние годы бывшие купеческие гнёзда подверглись настоящему разрушению, говорили многие. Ведь в советское время в этих строениях располагались больницы, дома отдыха и другие учреждения, и худо-бедно здания поддерживались.

Больше повезло усадьбам, расположенным в черте города. Так, усадьба Дурасова в Люблине, в которой проходила презентация книги, сейчас восстановлена – небольшой дом, но с хорошим концертным залом, окна которого по трём сторонам выходят в старый парк. Но этот случай – редкость. Внимание, как правило, уделяется только большим дворцовым комплексам вельмож: Останкино, Кусково, Архангельское. А сколько маленьких усадеб пропадает в Подмосковье! Со страниц книги на нас смотрят Михайловское и Горки Подольского уезда, Поповка Звенигородского, Шахматово Клинского, Райки Богородского…

Русские усадьбы становятся уходящей натурой, а жаль: в них столько романтики!..

Ольга МАТВЕЕВА

Обсудить в группе Telegram

Ольга Матвеева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS