А что, собственно, произошло с русскими усадьбами на исходе XIX века, когда от дворянства они перешли другому сословию – купцам и предпринимателям? Новые хозяева вырубили вишнёвые сады и разобрали по брёвнам барские дома? Оказывается, не всё было так плохо и печально. К такому выводу приходишь, листая новое подарочное издание, выпущенное издательством «АСТ Пресс», – книгу Елены Савиновой «Русская усадьба. Серебряный век».
Примерно 20 лет ушло у Елены Нико-лаевны на изучение темы. И что же? «Серебряный век русских усадеб» – так назвала она это время. Московские предприниматели – Мамонтов, Бахрушин, Морозов, Феррейн, Рябушинский и другие – не скупились и вкладывали в развитие своих имений огромные капиталы: строили водонапорные башни, электростанции, проводили телефонную связь, активно занимались сельским хозяйством, а также… ставили спектакли, рисовали, музицировали, играли в теннис, разводили в оранжереях экзотические растения. И теперь уже понимаешь, что тогда московское купечество внесло огромный вклад в промышленный и культурный прогресс России. И «купеческая» усадьба того времени стала одним из самых загадочных феноменов.
Множество фотографий в книге воссоздают повседневную жизнь тех времён: вот помещики катаются на санях, вот лепят снежную бабу, вот собирают ягоды, а вот нарядные крестьяне в выходной прогуливаются по барским аллеям – это не возбранялось! Сразу же невольно вспоминаются нынешние пятиметровые кирпичные заборы… Нет, быт той эпохи открыт и прост: пьют чай на веранде семьёй этак человек в десять, детей учат в классных комнатах, купаются… Вот тенистый овражек, поросший ольхой, ржаное поле за околицей – и они входили в понятие «имение».
Собирались все эти сведения в основном через потомков владельцев усадеб. «Конечно, не всегда это было просто, – вспоминает Елена Савинова. – Некоторые неохотно шли на контакт и впускали в дом. Но когда мы вместе начинали разбирать хранящиеся у них документы, и я помогала им понять что-то и воссоздать картины прошлого, то постепенно появлялось и доверие». В итоге со многими из них завязалась настоящая дружба.
«Да ничего особенного с усадьбами новые хозяева не делали, просто они, в отличие от предыдущих владельцев, не вели праздное существование, а работали. Поэтому часто рядом строилась фабрика, и хозяева уже в 8 утра отправлялись на службу, – отметила на презентации Наталья Александровна Добрынина (из рода Алексеевых-Четвериковых). – И посмотрите, на фотографиях бросается в глаза обилие книг в домашних библиотеках, а вот никакой вычурности нет, да и дети одеты просто, а семьи в большинстве своём большие и дружные – иногда и до 20 человек за обеденным столом сидит».
Борис Пастернак, архитектор-реставратор, удивительно похожий на своего знаменитого деда, представил класс «дачников», то есть тех, кто не владел имением, а лишь арендовал его на лето. Именно так в жизнь его семьи вошли Райки – усадьба И. Некрасова в Богородском уезде. И этот пласт отражён в книге Савиновой. Как правило, описание имений имеет стиль путеводителя, приводятся сведения только о постройках, датах, каких-то крупных событиях, и тем больше ценность представленной книги, что в ней присутствуют характеры персонажей, и даже драматургия, и вообще историзм той эпохи.
Полиграфическое исполнение издания уникально: альбомный подарочный формат (240х285 мм), 536 страниц, мелованная бумага, золотой обрез, футляр, на обложке и на футляре тиснение золотой и серебряной фольгой. Жёлтое на серо-синем фоне – беспроигрышное сочетание, дорогое, но не вычурное, и какое-то тёплое. Особо хочется отметить работы фотографа Михаила Золотарёва и художника Леонида Андреева – множество отличных иллюстраций, несомненно, соответствуют задуманному формату издания. Это тот случай, когда на высоте всё: и труды автора, и труды оформителей, и труды издателей.
Придирчивый Савва Ямщиков, заслуженный деятель искусств России, реставратор, академик РАЕН, сказал, что вместе с дочкой читал эту книгу всю последнюю неделю. Правда, добавил грустную ноту, упомянув, что настоящие разрушения пришли в эти усадьбы гораздо позже. Первое – после революции, а второе – во время перестройки, которую он назвал завершающей фазой той революции. «Разрушили даже Абрамцево, его пруды и речку, несмотря на созданный общественный фонд помощи», – заметил реставратор. О том, что именно в последние годы бывшие купеческие гнёзда подверглись настоящему разрушению, говорили многие. Ведь в советское время в этих строениях располагались больницы, дома отдыха и другие учреждения, и худо-бедно здания поддерживались.
Больше повезло усадьбам, расположенным в черте города. Так, усадьба Дурасова в Люблине, в которой проходила презентация книги, сейчас восстановлена – небольшой дом, но с хорошим концертным залом, окна которого по трём сторонам выходят в старый парк. Но этот случай – редкость. Внимание, как правило, уделяется только большим дворцовым комплексам вельмож: Останкино, Кусково, Архангельское. А сколько маленьких усадеб пропадает в Подмосковье! Со страниц книги на нас смотрят Михайловское и Горки Подольского уезда, Поповка Звенигородского, Шахматово Клинского, Райки Богородского…
Русские усадьбы становятся уходящей натурой, а жаль: в них столько романтики!..