Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 апреля 2015 г.
  4. № 17 (6507) (29.04.2015)
Колумнисты

Украинско-польская чарка

29 апреля 2015

Недавно украинцы подложили польским партнёрам свинью: депутаты Рады не нашли лучшего времени для принятия закона о героизации Украинской повстанческой армии, как день визита в Киев президента Польши Б. Комаровского и его выступления перед ними. Это обернулось большим политическим конфузом, вызвало скандал в Польше. Принятие закона расценили как пощёчину польскому президенту и его народу.

Самое интересное, что обе стороны попросту «сели в лужу» – ни той, ни другой скандал был не нужен, но ни та, ни другая не смогла его предвидеть. Создаётся впечатление, что в потугах наладить союзные отношения стороны просто не видят друг друга. Или не хотят видеть. При этом постоянно талдычат о сотрудничестве. Ясно, Польша хочет иметь дело с какой-то совсем другой Украиной. А Украина – с другой Польшей, требуя принимать себя такой как есть – с национальным героем Бандерой – и никак иначе.

Реакция в Польше была нервно-раздражённой. Наверное, ярче других выразил настроения генерал Вальдемар Скшыпчак, бывший командующий сухопутными войсками и замминистра обороны. Он заявил: «Я отрекаюсь от всего того, что говорил об Украине, о поддержке этой страны!» И вспомнил, как боевики УПА убивали его дядю.

В стране вдруг возродилось старое негативно-­ироничное отношение к украинцам. Оранжевая революция, а потом евромайдан, казалось, уже смогли его изменить: украинцы едва ли не поголовно (по крайней мере так это представляют власти «незалежной») тянутся к свету западной культуры, ненавидят москалей и готовы учиться уму-разуму. На прославления УПА закрывали глаза, объясняя их постреволюционной «болезнью роста» или чудачествами г-на Ющенко. Но вот незадача: украинские партнёры с чудачествами оказались столь политически стойки и неловки, что они проявились уже в виде закона прямо в день государственного визита президента Польши. А это уже невозможно замалчивать.

При этом польские политики всеми силами постарались показать, как они разочарованы, что на Украине прославляют УПА.

Полякам теперь нелегко вылезти из ловушки, в которую они загнали себя сами и очень давно. Помогая в своё время становлению украинского национализма как способу раскола Руси, как орудию против Москвы, они многократно сами от него жестоко страдали. И т.н. Волынская резня, один из самых печальных эпизодов в истории этих народов, была жесточайшим уроком, показавшим, что украинство – кинжал двухконечный. Польская сторона по сей день ожидает признания той резни геноцидом, ждёт покаяния рвущегося в европейцы «непутёвого» народа. Но вряд ли кто-то из украинских националистов будет в связи с этим посыпать голову пеплом. Непонимание этого делает польские отношения с украинцами, можно сказать, неадекватными.

Нежелание считаться с реальностью неслучайно. Оно даже вполне осознанно. Секрет в том, что Украина для Польши так и не стала самоценной, и отношения с ней не сводятся к двусторонней проблематике. Украина для нынешней Варшавы – лишь функция в борьбе с Россией, и в этой борьбе любое оружие подойдёт, даже украинский национализм. Какие бы преступления он ни совершил, противостояние с Москвой важнее, чем память о страданиях предков. Это главный нерв польского самосознания, видящего себя одним из пионеров в борьбе с мировым злом, с которым там многие политики, да и граждане, отождествляют Россию. А то, что власти Украины делают кучу ошибок, – не повод отказываться от священной борьбы. Отношения с Украиной – политика, а с Россией – священная борьба. Политика должна быть подчинена ей, а не наоборот. Вся надежда – на постепенное воспитание, европеизацию украинцев, этих странных автохтонов исторических польских Восточных Кресов. Но такой подход закладывает мину под собственно польско-украинские отношения, которые вообще-то для будущего Польши не менее значимы.

Все последние годы Варшава теряет позиции на Украине. Сразу после вступления в ЕС она была «адвокатом Украины в Европе», креативным специалистом по ней на Западе, главным покровителем. Теперь же первая скрипка в руках у Германии, а Польша как бы в стороне. Это тяжело переживается в Варшаве. Однако истоки этого не только в успехах и мощи Германии. Проблемы – в самой Польше, в её подходе к Украине.

По идее, она могла бы прийти к украинцам с покаянием за столетия своей колониальной политики. И это было бы как раз по-западному – там есть культ «чувства исторической вины»: у кого-то за колониализм, у кого-то за фашизм. Но поляки к этому не готовы. Польша в какой-то исторический момент пропустила европейское увлечение «раскаянием» и по-прежнему чувствует себя цивилизационно более высокой, непогрешимой, ответственной за культурное влияние на соседние народы. Так называемый кресовый миф, представляющий Украину, Белоруссию и Литву как идеальный мир успешной польской цивилизаторской миссии, до сих пор господствует. Поляки в большинстве своём думают, что «кресовые» народы должны быть им благодарны за эту миссию и столетия польского господства. Объективно оценивать с таких позиций историю «украинской неблагодарности», в особенности Волынскую резню, довольно трудно.

Понятно, что для украинских националистов Польша – весьма опасный и неприятный партнёр, так как она своим отношением маркирует колониальный статус Украины во взаимодействиях с Европой. И планы реституции собственности, отнятой у поляков на Украине, – совсем не шуточная тема. Помимо имущественных проблем она имеет чёткое идеологическое звучание: если вы хотите вернуться в Европу, то должны восстановить польские права на Украине. Украинцы, может, и готовы были бы стать общеевропейской колонией (что им, собственно, и предлагалось), но не конкретно польской. Бывших колонизаторов нигде не любят.

Во время визита в Киев Комаровский делал акцент на «историческом сходстве» проблем двух стран в отношениях с Россией как основы для союзных отношений. Вся остальная история их отношений такой основой, очевидно, не является. Что ж, если не получается объединяться за что-то, то можно объединяться и против кого-то. И поднять чарку! Уже хотя бы за то. что не пустили русских мотоциклистов в Польшу по пути на Берлин. Такая вот дружба соседей-славян.


Тэги: Украина Евросоюз Польша
Обсудить в группе Telegram

Олег Неменский

Олег Борисович Неменский (род. 25 августа 1979 ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Моя Украина

    13.12.2023
  • Проигрыш победителя

    18.10.2023
  • И Крест Господень не пожалели

    19.07.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • Кто хочет жертв?

    1011 голосов
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Не все люди – братья

    262 голосов
  • Рефлексия начнется завтра

    226 голосов
  • Корабль дураков

    169 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS