Во-первых, это вполне изящная стилизация классического детектива. Преступление, совершённое при закрытых дверях, с вереницей подозреваемых, с ловушками и тайными подсказками для читателя. Детективные находки и штампы, атмосфера и антураж в этих загадках – на каждом шагу. И преподнесены они с добродушной иронией – в том числе и к заграничному (как правило) декору. Сименоновский социальный детектив в этом жанре пародировать труднее, а леди Агату с её галереей великосветских злодеев и вертопрахов автор препарировал ловко. Правда, кровавых преступлений здесь нет, в этом смысле каноны Агаты Кристи нарушены. Коровин обошёлся без убийств, потому что…
…Во-вторых, это детская проза, которая захватывает, в которой нет лишних страниц. И с самого начала открывается мир семейного уюта, в котором приключения особенно интересны: «Только мы садимся в самолёт, чтобы лететь в отпуск, кто-нибудь из детей спрашивает: «Пап, а сочинишь загадку? Ну, конечно, не сегодня. Я понимаю, что мы ещё не долетели. А завтра сочинишь?». И так каждый раз». Есть в этой книге дух большой счастливой семьи, в которой принято собираться за общим столом, обсуждать нечто интересное. Семьи, в которой есть традиции, без которых невозможен прочный мир под нашими крышами. В которой любят путешествовать, а если не получается – помечтать о путешествиях. Это ласковое ощущение счастливого домашнего пространства – подходящая обстановка для детективной игры.
Но всё это не сработало бы без продуманных сюжетов! Какая загадка без соли? Нужно удивить и обмануть читателя. Вот мы переносимся в очередную экзотическую страну (Подмосковье тоже для кого-то экзотично) – и начинается потеха. Где-то уже собрались гости, среди которых затесался злоумышленник, у которого имеются мотивы и есть план преступления. Он будет вести себя благообразно, он непрост. Социальные реалии здесь намечены осторожным пунктиром, но есть и сатирические краски, и бытовые шаржи. Но главное – покрытая мраком тайна преступления.
Пружины отлажены как в большом часовом механизме – это механизм с секретом. Некоторые истории уж слишком прихотливо закручены, но серьёзных сбоев логики я не приметил. Всё предусмотрено для капитального расследования, в котором третьеклассник разгадает ребус за десять минут, а его отец (быть может, кандидат тех или этих наук) прокорпит, к собственному удовольствию, битый час. Давно известно, что дети сильнее нас в искусстве разгадывать загадки. Зато взрослые умеют их придумывать.
Ну, похвалить похвалили – теперь нужно внести нотку здоровой критики. Географического разнообразия в восьми загадках хватает. Летаем по белу свету, как Джеймс Бонд, пробуем на вкус океаны, проводим время в старых кафе и старинных дворцах... Не заскучаешь. Но преступления могли бы быть и поразнообразнее – не только по фактуре и хитрым ходам преступников, но и по сути. Иногда ведь преступление может и вовсе обернуться конфузом, ерундистикой – как это не раз случалось у Конан Дойла. Возможно, такие ходы появятся в следующем сборнике.
В книге – десятки рисунков. Цветных, вовсе не компьютерных, с подписью автора – в лучших традициях советских детских издательств. А подпись у автора такая – Лета Югай. Не только поэтесса и исследователь фольклора (автор «ЛГ»), но и художница.
Конечно, есть в книжке и отгадки – достаточно подробные и не менее ироничные, чем основное повествование. Но не заглядывайте в них раньше времени: дорожите минутами расследования. Завязка налицо: совершена кража. А значит, нам предстоит расследование и в конце концов презренный вор будет изобличён!