В интервью академика РАЕН И. Гундарова, озаглавленном «На рынок без идеологий», речь идёт об «экономике здравого смысла». Предлагается строить социальное государство на основе трёх экономических секторов – общенародного, коллективного и частного. Мысль представляется заслуживающей внимания. Тем более что имеется практический опыт существования государственного капитализма в СССР, и ссылки автора на опыт НЭП достаточно основательны.
К сожалению, И. Гундаров непоследователен в толковании категорий собственности. Одна и та же собственность у него то коллективная, то групповая. На наш взгляд, предпочтительнее понятие «коллективная», которое точно выражает его сущность. Понятие же «групповая» весьма размыто и неопределённо, совместная собственность нескольких олигархов тоже может быть представлена как групповая.
Что касается так называемой общенародной собственности, то это понятие начисто лишено юридического смысла и является досадным пережитком советских времён, когда неизвестно кто выдумал это словосочетание и пустил его в оборот. Кстати, это было очень выгодно правящей элите, ибо позволяло маскировать понятие государственной собственности, представляя её в совершенно ином, нереальном качестве.
Собственность только тогда является таковой, когда она непосредственно принадлежит определённому лицу (или группе лиц). Обладатель (обладатели) собственности пользуется неотъемлемым правом владения, управления и распоряжения. Без этого собственность – фикция, не более. Можно вспомнить библейскую истину: «Что принадлежит всем – не принадлежит никому».
В принципе можно вполне согласиться с концепцией автора: «Для современного сложного мира более адекватной является экономика с трёхсекторной собственностью…» Но с заменой мифической «общенародной собственности» на государственную, а также «групповой» – на коллективную.
Такая экономическая модель представляется жизнеспособной и рациональной. Очевидно, в ней должны на равных правах получить возможность тесно взаимодействовать на конкурентно-соревновательной основе все три вида собственности, каждая – в соответствии со своей классовой сущностью и идеологией. Поэтому не представляется верным утверждение И. Гундарова: «В «умной экономике» идеология будет выставлена за дверь». Полно, да никуда эта идеология не денется, ибо государство даже с самой «умной» экономикой останется классовым – и очень долго! – со всеми «вытекающими»! Есть достаточно оснований полагать, что понимание социальной справедливости в каждой из трёх составляющих экономики будет своё! Повинуясь (хотя бы формально) общегосударственным законам, каждая составляющая неизбежно будет следовать своим специфическим правилам.
Естественно, частный сектор будет жить по законам конкуренции (и внутри себя, и во взаимоотношениях с другими формами собственности). Желательно при этом исключить набившие оскомину эпитеты: «честная, справедливая». Ровно 100 лет назад О. Генри точно определил сущность конкуренции: «Боливар не выдержит двоих!» С тех пор изменений в этой области что-то не замечено.
Иные формы собственности – государственная и коллективная – должны были бы существовать и взаимодействовать исключительно на соревновательной основе. Однако и тут большая проблема – ещё долго будут мешать конкурентные пережитки….
Для существенных, решительных изменений в экономике любой страны необходима политическая воля и соответствующие властные полномочия руководства. Отсюда вывод – увы, печальный! – всем нашим соображениям об «умной», трёхзвенной модели экономики в существующих условиях суждено остаться на бумаге и области благих пожеланий…