На фоне поистине выдающихся журналистов и публицистов, которыми была богата «Литературная газета» как в советское, так и в постсоветское время, почему-то именно Ришина многим казалась олицетворением самой газеты. Может быть, потому что она отдала «Литературке» почти всю сознательную жизнь, придя в неё ещё в юности. Именно жизнь. Не зря муж Ирины Исааковны, Александр Михайлович, шутил, что в молодости женился на «Литературной газете».
Дело даже не в том, какие должности Ришина занимала в газете, какие отделы возглавляла. Дело в том, что она искренне любила писателей. Разных писателей. Она не делила их по политическим взглядам. Тем, кто с ней работал, хорошо известно, что ей был присущ не притворный, а истинный плюрализм. Она помогала напечатать статьи своих сотрудников, даже если сама была с этими статьями не очень согласна. Не говоря уж о писателях, мнениям которых она не то чтобы безоговорочно доверяла – просто считала, что каждый имеет право на свою точку зрения. Кстати, и своё мнение всегда отстаивала перед начальством, хотя в советское время это не всегда шло на пользу ей самой. Она просто любила хороших писателей за то, что они хорошие писатели. И писатели отвечали ей тем же. Казалось, она знает не только всех пишущих – она знала всё про их жизнь, про их семьи, их жён, мужей и детей. И чем могла, всегда готова была прийти на помощь в трудную минуту.
Не стоит забывать и о том, что уже после ухода из газеты Ришина не оставила литературную работу. Собирала и пыталась систематизировать архивы, интервью и статьи, созданные о опубликованные за несколько десятков лет. А ещё один, уже пенсионный подвиг Ирины Исааковны – создание музея Булата Окуджавы в Переделкино. Наверно, далеко не все, приходящие сегодня в музей знаменитого поэта и барда, знают, что собранные там материалы – это её длительный и очень кропотливый труд. И очень надеемся, что её многолетняя работа в литературе не будет забыта.
Светлая память Ирине Исааковне Ришиной. Покойтесь с миром.