Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Уметь экзамены сдавать?

01 января 2007

ПОСТФАКТУМ

На днях Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал итоги социологического опроса, посвящённого уровню знаний отечественной истории. Респондентам были заданы восемь вопросов из демонстрационного варианта единого государственного экзамена (ЕГЭ). Правильно ответили на все вопросы... 2% опрошенных.
Вчём причина? Нас не интересует собственная история? Или вопросы ЕГЭ не под силу даже доцентам и профессорам? А может быть, учились все по учебникам, не имеющим отношения к стандартам единого экзамена?
 

Учебники сегодня обвиняют сразу во всём: и в том, что они очень упрощённые, и, напротив, в том, что они очень сложные. В том, что они не содержат новых фактов, и в том, что они ими перегружены.
Конечно, очень хотелось бы видеть в учебнике и захватывающий, будоражащий воображение текст, и статистические материалы, и документы, и биографические справки, и отсылки к художественной литературе. Но...
Всю историю – от первобытного стада до нынешнего года – школьники должны пройти за 5–9-е классы, а потом ещё раз за 10–11-е. Например, Отечественная война 1812 года – это один параграф (1–2 урока), который предлагает детям 8 новых имён, 10 дат, 17 цифровых показателей (соотношения сил в различные периоды войны), а кроме того работу с исторической картой, общий ход событий, понятия и термины.
Но этот-то период, положим, ещё можно выучить, всё-таки и «Бородино» Лермонтова знаем, и фильмы смотрели.
Гораздо страшнее арифметика параграфов, посвящённых культуре. Представьте, что вам 14 лет, ученик вы старательный, но широким кругозором в искусстве не обладаете. И случилась такая незадача, что в день, когда проходили искусство первой половины XIX века, вы в школу не пришли. Вот и изучаете эту тему самостоятельно, по учебнику. Пять новых понятий (классицизм, ампир, сентиментализм, романтизм, реализм), 34 фамилии деятелей искусства и 38 названий их произведений. А ещё рядом с каждым именем стоят инициалы. У Пушкина эти А.С. понятны, а у Федотова? А ещё рядом с каждым именем годы жизни – а их учить надо?
Теперь представьте себя автором учебника, которому надо втиснуть весь золотой век руской культуры в один параграф. Кого выкинуть, о ком написать хоть несколько слов, кого просто упомянуть? Авторы учебника для 8-го класса «забыли», например, Росси, Мартоса, Алябьева. Но 34 упомянутых имени и так потрясающая нагрузка на ученика.
Что греха таить – некоторые темы приходится давать обзорно, некоторые пропускать. Из 34 имён деятелей искусства учитель остановится на восьми (по своему выбору). Логика здесь проста: пусть узнаваемы будут несколько имён, но они начнут постепенно притягивать другие. Схема эта работала и на устных экзаменах (как выпускных, так и вступительных). Ученик мог подробнее остановиться только на некоторых фактах и именах, но если он демонстрировал глубину знания предмета и свой интерес к нему, разумный экзаменатор ценил это больше, чем простое перечисление всех дат и имён.
Однако подобная проверка знаний была возможна лишь до введения стандартизированного единого экзамена. Тестирование размышлений не предполагает. А как определить, что вынесут составители в качестве вопроса ЕГЭ? Всё, что упомянуто в учебнике? А в каком? Учебников-то ведь много. Значит ли это, что может быть задание, касающееся любого из 56 деятелей культуры первой половины XIX века? Вот, например, красивый и не очень сложный вопрос ЕГЭ: «Установите соответствие между именами писателей и названиями их имений:
Значит ли это, что надо срочно зубрить также и названия усадеб выдающихся художников и композиторов? Зубрёжка не нужна? Надо приучать детей больше читать, расширять кругозор? Где-то до 9-го класса так и будет. Но вот в старшей школе подготовка всё равно сведётся к натаскиванию на тестирование. Ведь именно оно станет показателем работы и ученика и учителя. А раз так, нужен единый стандарт, а на его основе единый (базовый) учебник. По крайней мере для части А (на троечку) это правило должно соблюдаться неукоснительно. Но стандартов нет, базового учебника нет, а ЕГЭ есть.
Экзамены не дают представления об аналитических способностях, увлечённости предметом, готовности учиться, наличии общеучебных навыков. Любые. Тесты в особенности. Поэтому экзамен по окончании школы должен быть примитивный и обязательно независимый. И здесь вполне допустима тестовая форма. Сдача этого элементарного экзамена будет давать право на получение аттестата, а аттестат на поступление в высшую школу. Кто готов к учёбе в вузе, покажет первая сессия. При такой системе вузы реально смогут отобрать тех студентов, которые им нужны, а школы будут учить своих учеников, а не натаскивать. Уменьшится ли при этом коррупция («Коррупционер, держись!», «ЛГ», № 5), не знаю, но борьба с коррупцией – задача не для системы образования. 

Вера КИСЕЛЁВА, учитель истории лицея № 1548, МОСКВА

1) А.С. Пушкин;
2) М.Ю. Лермонтов;
3) Л.Н. Толстой;
4) И.С. Тургенев;

5) Тaрхaны;
6) Ясная Поляна;
7) Болдино;
8) Спaсское-Лутовиново».

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS