В связи с юбилеем выдающейся русской актрисы советую посмотреть посвящённый ей выпуск передачи «2-Верник-2» на канале «Культура».
Она предстала там удивительно мобильной, энергичной и на редкость, открытой. Да, об Алле Демидовой часто говорят как о человеке таинственном, гордом (всё-таки потомок знаменитого демидовского рода), закрытом. Но, видимо, авторитет братьев Верников достаточно высок – Вадим очень хорошо знает и любит театр и кино, а Игорь на собственном опыте познал, что такое труд актёра со всей его сладостью и горечью. Братья относятся к своим гостям с огромным уважением, а к некоторым, как к Алле Сергеевне, и с любовью. А она, посмотрев несколько выпусков их программы, согласилась принять участие в передаче и была с интервьюерами откровенна.
Положение этой удивительной женщины в кинотеатральном мире всегда было особенным. И приход в профессию тоже необычен. После школы она поступила на экономфак университета, во время учёбы играла в спектаклях знаменитого студенческого театра МГУ, но только получив диплом об окончании университета, поступила в Щукинское училище. И училась на том знаменитом курсе, который потом влился в Театр на Таганке, играла в «Добром человеке из Сезуана», который Любимов поставил ещё в училище.
Страна узнала и полюбила Демидову после того, как она сыграла в телефильме Валерия Ускова и Владимира Краснопольского по рассказу Юрия Нагибина «Стюардесса». Трогательная, хрупкая бортпроводница летала на трудных рейсах, несмотря на то что плохо переносила болтанку и грубость пассажиров, но всё терпела ради краткого свидания с возлюбленным, который работал в дальнем сибирском городке, куда прилететь можно только на этом самолёте. Потом были неожиданные роли: жестокий комиссар в «Служили два товарища» и фанатично преданная революции Мария Спиридонова в фильме «Шестое июля». Демидова много играла в кино умных, сильных и властных женщин. Однако палитра её театральных ролей была богаче.
Хотя о Таганке она говорила неохотно, как об ушедшей эпохе, но всё познаётся в сравнении. Эпоха-то была великой, и там не только есть что вспоминать, но и то, что невозможно забыть. И её Эльмиру из «Тартюфа», и Гертруду из легендарного любимовского «Гамлета», и Раневскую из «Вишнёвого сада» в постановке Эфроса, и Марину Мнишек в пушкинском «Борисе Годунове». Все роли были решены неожиданно, нетрадиционно, но очень убедительно. Демидову сравнивали с великим Иннокентием Смоктуновским.
В театральной жизни она как будто парила над дрязгами, конфликтами, интригами. Театр-дом не для неё. Алла Сергеевна объяснила это так: «С детства не любила коллектив». Оказывается, однажды весёлые «друзья» схватили её за руки, за ноги и чуть не сбросили с моста в Москву-реку.
С Таганки она ушла почти сразу после скандала с разделом театра.
Пустилась в самостоятельное плавание. Играла цветаевскую «Федру» в постановке Виктюка, а также другие трагические роли. Отдельное место в творчестве Демидовой занимают поэтические спектакли, она исполняла и исполняет Пушкина, Блока, Ахматову, Бунина. В передаче актриса интересно рассказывала, как познакомилась с Бродским, сотрудничала и сотрудничает с Анатолием Васильевым, Кириллом Серебренниковым.
К концу эфира, казалось, братья подустали, а гостья, наоборот, только разошлась. Ведь Алла Сергеевна ещё и автор многих книг! О Высоцком, Смоктуновском, Эфросе и той самой эпохе, которая из памяти нашей никуда не ушла, а, наоборот, всё вырастает. Жаль, что о её литературных талантах из-за недостатка времени поговорить не удалось.
Версий происхождения имени Алла очень много, у разных народов оно означает разное, но все толкования подходят к этой замечательной русской актрисе: богиня, удачливая, благородная, умеющая всё.
Александр Кондрашов
P.S. К юбилею актрисы был снят также большой биографический фильм «Кто тебя победил никто» (режиссёр – Любовь Аркус). Его обещали показать на Первом канале.