НКВД СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 / Авт.-сост. Дмитрий Жуков, Иван Ковтун, Сергей Шурлов. – М.: Тончу, 2020. – 448 с. – 1000 экз.
В книге дана сжатая, но вполне объективная информация о деятельности НКВД в годы войны. Многие подразделения Народного комиссариата внутренних дел воевали тогда в действующих армиях, в том числе участвовали в битвах за Кавказ, Ленинград, Москву, Сталинград. В Сталинграде установлен памятник воинам 10-й дивизии войск НКВД СССР и милиционерам, защитникам города в 1942–1943 годах.
– Среди воинских частей, героически оборонявших Брестскую крепость, был 132-й отдельный батальон конвойных войск НКВД. На стене Брестской крепости – в том месте, где держали оборону военнослужащие батальона, – сохранилась надпись: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20/VII-41 г.», – рассказал один из авторов книги, начальник Студии писателей МВД Дмитрий Жуков.
Мне в своё время приходилось писать очерк о милиционере Дмитрии Шурпенко. Старшина был первым милиционером, награждённым в июле 1941 года медалью «За отвагу». Буквально через три месяца Шурпенко вручили вторую медаль. Это был уникальный случай, когда в тылу милиционер за столь короткий период получил две боевые награды. В 1943 году уже в действующей армии он отличился при форсировании Днепра и стал Героем Советского Союза. Он был одним из семи милиционеров, получивших высшую награду Родины.
Буквально на третий день войны вышло Постановление Политбюро ВКП(б) «О мероприятиях по борьбе с парашютными диверсантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе». Выполнение столь значимого задания было поручено НКВД. Также важным направлением была разведывательная и диверсионная деятельность в тылу врага и борьба с бандформированиями на Северном Кавказе, Западной Украине и в Западной Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии.
Большое значение придавалось борьбе с хищениями и спекуляцией, охране продуктов питания, предназначенных для Красной армии и населения. В начальный период войны сотрудники милиции принимали активное участие в эвакуации детей и детских учреждений. Только в конце 1941 – начале 1942 года было эвакуировано 976 детских домов, а в 1942–1943 годах с помощью общественности трудоустроены и определены на место жительства около трёхсот тысяч беспризорных подростков.
Книга имеет документальную основу: использовались материалы Центрального музея МВД России, Центрального музея войск Национальной гвардии России, Центрального музея ГИБДД, Музея уголовного розыска столичной полиции, Центрального архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории, Центрального архива Министерства обороны, многие монографии, статьи и другие источники.
Сборник станет хорошим пособием для изучения нашей истории. Как минимум в ведомственных вузах. Но я считаю, что информация будет интересна не только силовикам, но и широкому кругу читателей.