Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 мая 2024 г.
  4. № 17 – 18 (6932) (08.05.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

Умное сердце, сердечный ум

13 мая 2024

Сергей Казначеев. Последний день зимы. Поэтический сборник. – М.: Академика, 2023. – 148 с.

Книга стихотворений «Последний день зимы» погружает читателя в особый мир поэтики Сергея Казначеева, где так называемые головные стихи разбавлены «сочинениями ранней юности».

В авторском предисловии поэт напоминает нам о теме соотношения рассудка и чувства, которая с давних времён занимает людей. «Но дело в том, что в реальности всё это неразрывно переплетено и одно входит в другое, – пишет он. – А потому вполне значимы такие понятия, как сердечный ум и умное сердце. Об этом размышляли Иван Киреевский и Андрей Платонов». Сергей Казначеев предлагает читателю самостоятельно догадаться, что написано им недавно, а что десятилетия назад, отметив тут же: «Впрочем, это не так уж и важно».

Действительно, читая эту книгу Сергея Казначеева, словно открываешь для себя особую страну. Здесь гармонично сосуществуют сказки Пушкина, миф об Одиссее и Навсикае, размышления о повседневных вещах, светлая ностальгия о детстве и полынно-горькие воспоминания о тяжёлых моментах прошлого.

Родина Сергея Казначеева – Поволжье. И этот факт, безусловно, нашёл отражение в его творчестве. Одно из запомнившихся мне стихотворений – «На Волгу!» – начинается так:

Мы едем на Волгу! Рыбачить!

С ночёвкой, так значит, опять

колпак поплавка замаячит

и селезнем станет нырять.


Образ птицы нередко встречается в сборнике. Здесь и «певчая пичуга», поющая в тесной клетке, и чайка, и даже сыч. Вот, например, строки из стихотворения «Внуковский сыч», в котором прослеживается мотив одиночества, красной нитью проходящий через весь сборник:

Он не плачет, не ухает даже,

а тоскливо и громко кричит;

этот крик одинок и протяжен,

хоть и нет для унынья причин.


Завершается оно строками «Я и сам одинок, словно сыч».

Ещё более пронзительно звучит мотив одиночества в другом стихотворении:

Если честно и начистоту…
Смотрят с полок
    знакомые книги.
Что мне – скит?
    Я и так как в скиту:
Вот – иконы, а вот и вериги.

Есть притча о том, что ёмкость жизни следует сначала наполнить крупными камнями – самыми важными и значительными составляющими, а потом досыпать песком. Книги – это те камни, которые Сергей Казначеев кладёт в сосуд своей поэзии. Кажется, они не просто играют огромную роль, но проникают, как свет в окна, во все сферы бытия. На страницах сборника «Последний день зимы» встретишь целую плеяду классиков русской литературы: Ломоносова, Языкова, Достоевского, Твардовского, Тарковского, Грина, Хлебникова, Сельвинского, Кручёных, Пастернака, Блока… 

Когда жена тебя не любит,

Ты не тушуйся, не горюй.

Тебя всего вернее губит

Её притворный поцелуй.

Он сух, как медицинский полис.

Но помни: горе не беда,

Плыви, как Блок,

              на дальний полюс

И успокойся навсегда.


Кроме упоминания Блока здесь можно также заметить явную отсылку к строкам Тютчева «Мы то всего вернее губим, / что сердцу нашему милей». И подобных примеров в сборнике множество.

Привычная для поэта манера изложения – ироничная. Показательно в этом отношении стихотворение «Ода брюкам». В первых его строках автор сообщает читателю о своём наблюдении в метро: «Не думайте, что это паранойя, / недавно как-то ехал на метро я. / И вдруг увидел, извини-подвинься, / вокруг меня все едут в синих джинсах – / штанах американских пастухов…», а затем сетует на перенятую с Запада моду и принимает твёрдое решение «всегда носить классические брюки».

Однако, как это нередко бывает, за язвительностью и шуткой скрывается подлинная боль. Стихи Казначеева не исключение. Познакомившись с ними, вдумчивый читатель непременно обратит внимание на то, что вся книга пронизана искренним состраданием к своему народу и истинной любовью и к родным местам, и ко всему живому на земле. Думается, на основе упомянутых в сборнике храмов и святынь впору составлять путеводитель.

Характерно, что поэтический язык Сергея Казначеева лишён пафоса, выспренности. Зачастую поэт говорит о глубоких вещах обыденно, буднично. За счёт этого дистанция между поэтом и читателем сокращается, интонация становится доверительной. А поэзия (в том числе и мировая) приобретает дополнительную ценность – из недосягаемой, элитарной она превращается в близкую, общечеловеческую.

Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS