Не так много найдётся в России городов, которые смогли бы предъявить миру собственный международный музыкальный фестиваль. Вологда может. Гаврилинский фестиваль, который в этом году проводился уже в пятый раз, стал заметным событием в культурной жизни страны. В первую очередь благодаря тому, что перешёл на качественно новый уровень и представляет собой не просто собрание концертов исполнителей с мировыми именами, как это обычно бывает, а настоящий праздник музыки с чётко продуманной концепцией и точно выстроенной драматургией. О том, как возводился этот уникальный фестиваль-дом, рассказывает его художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РФ, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей УСТИНОВ.
– Андрей Алексеевич, вы – приглашённый худрук, что российским музыкальным фестивалям несвойственно.
– А на Западе, особенно в Европе, это обычная практика. Более того – традиция. Если город невелик и его собственную повседневную музыкальную жизнь особенно бурной не назовёшь, но у него есть «уважительная причина» для того, чтобы стать столицей фестиваля, то приглашение художественного руководителя, так сказать, со стороны – самое разумное решение. Ведь среди местных уроженцев не всегда найдёшь фигуру нужного масштаба, чтобы придать фестивалю соответствующий статус. По этому принципу проводится, например, знаменитый Зальцбургский фестиваль. Но даже если город входит в число так называемых музыкальных столиц мира, где концертная жизнь бьёт ключом, то и в этом случае фестиваль нередко возглавляет приглашённый музыкант, чтобы программу можно было строить на сопряжении разных музыкальных менталитетов. Это делает её объёмнее и многозначнее.
– Выходит, Вологда взяла на вооружение европейский опыт?
– Причём раньше, чем столицы. Здесь проводят фестиваль документального кино, и тоже с приглашённым художественным руководителем. Вообще Вологда – регион, можно сказать, уникальный. С этой землёй связаны имена двух замечательных людей – поэта Николая Рубцова и композитора Валерия Гаврилина. И оба они являются эпицентрами мощных культурных программ, на реализацию которых бо,льшую часть средств даёт правительство Вологодской области. Назовите мне другой регион, где так бережно относятся к своему культурному наследию. Валерий Гаврилин ушёл из жизни десять лет назад, фестиваль в его честь проводится уже в пятый раз. А ведь Вологда отнюдь не входит в число городов, составляющих становой хребет музыкальной культуры России, таких городов по стране больше десятка и не наберётся. Здесь нет ни консерватории, ни оперного театра, ни симфонического оркестра. Высшее звено иерархии – музыкальный колледж и филармония.
– Да, для международного фестиваля ресурсов маловато.
– Ну, задумывался он не как международный, а как юбилейный: в 1999 году Валерию Гаврилину исполнялось 60 лет. Но жизнь внесла свои жестокие коррективы, и первый фестиваль стал фестивалем памяти композитора. В программе были только его произведения. На втором организаторы попытались развить тему и включили в программу произведения друзей Валерия Александровича. На третьем даже произведения, ему посвящённые, исполнялись, но основу программы по-прежнему составляла музыка Гаврилина. Но это всё-таки был тупиковый путь, поскольку каждый следующий фестиваль был во многом похож на предыдущий. Фестиваль – это живой организм, он должен расти и развиваться. Четвёртый уже представлял собой собрание исполнений: серия концертов известных музыкантов.
– Но большинство фестивалей именно так в России и проходят.
– И потому, как правило, не имеют собственного лица. Приглашённые звёзды исполняют то, что они сами считают нужным. Обычно это та программа, которая у них в данный момент «на ходу», – им так проще и удобнее. Программы эти могут вообще никак не вписываться в концепцию фестиваля, но организаторы должны подстраиваться под исполнителей, иначе те просто откажутся выступать. В такой ситуации объединить все концерты какой-то общей идеей чрезвычайно сложно. А фестиваль как раз и предполагает наличие одной генеральной идеи, которая логично и органично соединяет все компоненты программы. Одним словом, Гаврилинский фестиваль дошёл до того уровня, когда уже требовалось не просто расширение программы, а некий качественный скачок, переход в иное состояние.
– Рискованный шаг.
– Согласен. И тем не менее оргкомитет на него решился. Я готовил программу фестиваля больше года. Мы хотели расширить его границы, выйти за рамки одного композитора, но так, чтобы его творчество всё равно оставалось фундаментом фестиваля. Мы строили его, как строят дом: всё продумано, нет ничего лишнего, всё обжитое и родное. Чтобы из такого дома не хотелось уходить, а наоборот, хотелось возвращаться снова и снова. У фестиваля была своя драматургия и даже, если хотите, своя геометрия.
– Единственная «геометрическая» ассоциация, которая мне сейчас приходит в голову, – это знаменитое сравнение музыки с архитектурой.
– Если архитектура – это застывшая музыка, то вологодское кружево – это музыка движущаяся, развивающаяся во времени и в пространстве. Программа нашего фестиваля тоже была сплетена как кружево, где «нити», сплетаясь, умножали смысловую глубину друг друга.
– И сколько же нитей было у этого «кружева»?
– Основных – четыре. Колокольная линия – это четыре ежевоскресных колокольных звона. И каждый раз на колокольню Софийского собора поднимался новый коллектив: по очереди звонили вологжане, петербуржцы, новгородцы и ярославцы. Звоны предваряли концерты, составившие гранд-линию фестиваля: Вагнер – Шостакович – Бах, Бетховен, Александр Чайковский – Пётр Чайковский. Третья линия – гаврилинская: мы поместили музыку композитора в три разных контекста. «Гаврилин и музыка нашего времени» – это диалог с современниками, среди которых Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина. «Гаврилин и зарубежная музыка… на двоих» – своего рода портрет композитора на фоне истории одного жанра – фортепианного дуэта и, наконец, «Гаврилин и русская музыка» – это та связь времён, неразрывность которой стремится поддерживать каждый истинный музыкант. Четвёртая линия, фортепианно-монографическая, построенная на духовном родстве композитора и исполнителя: Шопен в исполнении Рэма Урасина, Рахманинов Сергея Тарасова, Бетховен Андрея Диева. Скрещение этих линий и задало структуру фестиваля. Вообще символ креста прочитывался с самого начала, ведь открытие фестиваля совпало с праздником Крестовоздвижения Господня.
– Закрытие тоже пришлось на знаменательную дату – 19 октября.
– Да, день основания Царскосельского лицея. День, который можно считать началом «золотого века» русской литературы. Кстати, поэтическую линию мы тоже вплели. Открывался фестиваль «Казнью Степана Разина» Шостаковича, в основе которой – поэма Евтушенко, а завершался «Русским реквиемом» Александра Чайковского, написанным на стихи Тютчева, Есенина, Бродского… Но и это ещё не всё.
– Да, замысловатый узор получился.
– Была у фестиваля и ещё одна линия – линия меценатства, которая связывала Вагнера и Людвига Баварского (в программе были «Нюрнбергские мейстерзингеры»), Бетховена и графа Разумовского (знаменитая Пятая симфония), Баха и короля Фридриха Августа III, Чайковского и баронессу фон Мекк. Меценатом выступил и наш фестиваль, дав жизнь новому произведению – увертюре «Вологодские кружева» композитора Александра Чайковского, исполненной на концерте закрытия. Кстати, партитура была передана в дар открывающемуся в Вологде Музею кружева, который расположен прямо напротив Софийской колокольни, звоны которой открывали фестиваль. Круг замкнулся. Я не зря говорил об умножении смыслов. Всё было неслучайно и всё связано со всем. Как и в жизни.
Беседу вела