Деление телевидения на детское и взрослое – чистое недоразумение: телевидение – общее. Все смотрят всё.
Наличие в сетке передач детских программ не значит, что только эти программы дети и будут смотреть. Разве что самые маленькие: пока не узнают принцип работы телевизионного пульта. Детское телевидение существует не потому, что так хотим мы, взрослые. «Взрослые» программы детям не особо интересны: игра экранных старпёров докучает детям крупными планами и многословием. И они принимаются настойчиво искать программы, понятные им. Возврат к взрослым программам происходит лишь по достижении пубертатного периода, когда интерес к физиологии полов легко удовлетворяется богатым выбором порноканалов на интернет-ТВ или, на худой конец, потно-эротическими сериалами на РЕН ТВ.
Детское ТВ и ТВ для детей – разные понятия. Первое – творится самими детьми. Второе – создано для них взрослыми. Взрослые создают ТВ для малышей, которые осмысливают показанное и творят своё собственное – детское ТВ – в своей голове, переосмысливая увиденное своим детским разумом. Корней Чуковский – первооткрыватель мира детей для взрослых – чудесно рассказал нам о том, как малыши творят собственные сказки из подручных предметов.
Но знатоки детей старательно избегают разговоров о жестокости детского разума. Дети не злы: они безжалостны. У детей нет морали: она не сформировалась.
ТВ могло бы стать могучим инструментом для работы детского разума и постижения мира через игру. Сегодня положение с детским ТВ у нас напоминает затянувшийся взрослый праздник «День защиты от детей». А само детское ТВ сильно смахивает на мистического и невнятного одновременно «Повелителя мух» из гениальной фантасмагории Уильяма Голдинга о природной впечатлительности и генетической жестокости детей.
Детство – это период игры маленьких человечков со взрослыми в «веришь – не веришь». Дети наивно верят – взрослые хищно пользуются этим, утверждая, что действуют на благо их. При том забывая, что сами были детьми. Кажется, что детские передачи делают люди, которые, едва появившись на свет, выплюнули предложенную соску и потребовали водки и закурить. Характер многих передач говорит о том, что у их создателей детство было настолько трудным, что эти люди специально стали авторами детских передач, чтобы таким изощрённым способом отомстить всему миру за испорченные детские годы.
Утверждение, что дети сами решат, что им нравится, не выдерживает критики. С другой стороны, решать за детей легко. Тяжело будет, когда дети подрастут и возьмутся решать судьбу родителей. Мало не покажется… И уже не кажется.
История детского ТВ у нас разделена на советскую эпоху и «то, что теперь». Первое отлично существовало и развивалось под госконтролем и обеспечением: «Хочу всё знать!», интересные телеуроки и беззлобные мультики в стиле «Весёлой карусели». Но наступил день, когда в чистенькую и светлую детскую ввалился злобный дядя Рейтинг. Он выделил детям дальний угол, приказав молча смотреть бесконечных «Телепузиков» и не мешать дяде делать деньги.
Взрослым нужны тихие малыши. Но стоит помнить слова Жана Поля Сартра: «Ужасные революционеры получаются из послушных детей».
Поканальная статистика не врёт: детские передачи направлены на развлечение, а не на развитие. Итак, поканали…
Первый: суббота и воскресенье – по часу диснеевских мультиков.
Россия: ежедневно – 15 мин. «Спокойной ночи, малыши!», поделённых пополам между торопливым морализаторством кукольных персонажей и мультиком.
ТВ Центр: будни – 3 часа мультиков общим счётом; суббота – полчаса «АБВГДейки», час мультиков и детский кинофильм.
Культура: «Бибигон» даёт ежедневно мультик и сериал (1 час 20 мин.), не считая получасовую программу «За семью печатями» (викторина для старшеклассников, которые уже не дети).
С федеральными каналами разобрались. Смотрим дециметры.
СТС: ежедневно 4 часа мультиков и «Смешарики» – 10–30 мин. Плюс пара семейных шоу вроде «Детских шалостей», скопированных с западного образца. Шалости, надо сказать, не детские: разыгрывается приз в 250 тыс. руб. С детьми общается ведущая – ГлюкОЗА, исполнительница куплетов про то, что «на всю Европу – у меня лучшая попа».
ТНТ: 2 часа мультиков по будням; а по субботам особый «подарок» – «Покемоны», после которых – без перерыва – «Саша+Маша» и «Дом-2».
РЕН ТВ: детских программ нет вообще, если не считать таковыми полчаса «взрослого» мультика про «Симпсонов» по выходным…
Есть особые детские дециметровые каналы, где с утра до ночи – мультики, перебиваемые игровыми программами. Но в отличие от былых времён игры уже не командные. Каждый борется за себя. «Ребёнок ребёнку – волчонок».
Государственные каналы обязаны соблюдать квоту: 15% детского вещания ежедневно. Детские передачи вроде как есть, но идут в самое «нерекламное» время либо таковыми не являются вовсе.
Итак, мультики – 90% экранного времени детского ТВ. Телевидение заменило соску. Соска – предмет необходимый, но до определённого возраста, иначе возникает подозрение в дебилизме. Или воспитание дебилов – и есть цель ДетТВ?
Очень не хотелось упоминать канал «2х2». И не потому, что его руководство старательно и всенародно открещивается от влияния на детскую аудиторию, заявляя, что канал – «взрослый». Сильным аргументом там считают тот факт, что изначально мультфильмы не были придуманы специально для детей. И потому «взрослые тоже имеют право…». Действительно, мультики пришли к малышам позже, и не без труда. Но детей не интересует перепалка среди взрослых. Детей интересуют движущиеся рисованные фигурки людей и зверей. Поэтому дети смотрят «2х2» и будут смотреть, невзирая на предупреждения канала. Кто виноват? Уж точно не кризис… Что делать? Радикально мыслящие граждане предлагают канал ликвидировать, его владельцев повесить на памятнике Петру Первому, откуда они хорошо будут видны со всех сторон, а частоту использовать для круглосуточной трансляции религиозных псалмов. Это не кажется выходом, так же как и перевод «2х2» на кабельное вещание. Остаётся полагаться на разум родителей.
В попытке найти общий язык с детьми ТВ облекает классическую словесную абстракцию («Пошла Муха на базар и купила самовар…») в зримые формы. Сложно облечь детскую тарабарщину в зримую форму. Вот и получилось, что на протяжении долгого времени у нас был всего один персонаж абстрактного вида – Чебурашка. На его единичном примере было просто обучать детей признавать право других на собственные взгляды и особенно – внешность.
Ныне всё переменилось. Большая политика проникла в маленький детский мирок. Просмотрев миллион мультиков, ребёнок убеждается, что исключением из правил является обычный человек. Он-то и должен смиряться с тем, что ему навязывает меньшинство, враз ставшее большинством. А быть нормальным – это значит потерять собственное «я», как «смешарики», мутировавшие из обычных зверюшек в нечто, раздутое метеоризмом. Конечный образец подобной трансформации – безродные телепузики и покемоны.
Реликтовый экземпляр здорового консерватизма – «Спокойной ночи, малыши!», с её зверями-антагонистами, вечными спорщиками, очень запоминающимися.
Помнится, появление в эфире Каркуши воспринималось как победа борцов против половой дискриминации: ворона стала первой особой женского пола в мире кукольной телефауны. Малолетняя племянница моей бывшей знакомой – особы заносчивой и себялюбивой донельзя – заметила как-то: «Тётя Ира у нас совсем как Каркуша». Имея в виду не только внешность, но и склочный характер самой Каркуши. Понятно, что иначе как Каркушей Ирину потом больше не называли.
Кстати, главная беда детского ТВ – взрослые в кадре. Стоит им открыть рот, как начинают сюсюкать или нести околесицу. Неправда, что «дети всё понимают». Умные – догадываются, но умные не все. Иначе откуда появляются глупые взрослые?
Телеведущие волею сценаристов олицетворяют родителей и весь мир взрослых. Все – начиная от тёти с задорными конскими хвостами на голове («Ку-ко-ня») и заканчивая «королевой красоты» Оксаной Фёдоровой. Знаю одного взрослого, заслуженного учёного, который не пропускает ни одной «Спокойной ночи» с Оксаной и отчаянно завидует тем, кто сидит у её ног и водит куклы.
Другой пример далеко не детской ведущей – Тина Канделаки в телевикторине «Самый умный» на СТС. Прислушаемся к её пронзительным и суетливым комментариям. Она консультирует детей по всему корпусу знаний, накопленному человечеством, совершая открытия буквально на ходу. Например, в области русского языка: «Это слово на «лэ» начинается, на «кэ» заканчивается». Или по вопросам семьи и брака. Задаёт вопрос: «Цицерон изменял своей жене?» «Нет, – отвечает умная девочка, – у них был брак по расчёту». Тине бы промолчать, но как тут удержишься: «Наверное, только в этом случае можно прожить вместе тридцать лет!» Она запросто оперирует лексикой провинциальных «братков»: «Это – круто! Вы реально догадались?» Учит детей правде жизни: «Мафия правит всегда! Она была уже в Древнем Риме!», непонятно чем восторгаясь.
Налицо – ещё одна беда со взрослыми в детском ТВ. Не всегда они замечают, что говорят с детьми, а не выступают перед студенческой компанией в пивной.
Одна мамаша заметила: «Мои дети отказываются есть то, что не станцевало для них в телевизоре». К совершеннолетию молодой человек просматривает около 350 тысяч рекламных роликов.
Рождение детей – предприятие, выгодное для компаний, производящих для них товары и еду. Нынешние рекламодатели придумали элегантный и эффективный способ обойти закон о рекламе. Они не показывают рекламные ролики, а нанимают «креативщиков», которые придумывают персонажей для детских передач. Одновременно с программой для детей идёт бойкая торговля едой, одеждой, игрушками, видеодисками, настольными играми – с изображением этих персонажей. Загляните на сайт «смешариков» – вопросы отпадут сами по себе.
Боссам рекламы дети интересны с единственной точки зрения: привлекательна ли сделанная для них игрушка настолько, что устроенная ими истерика заставит их родителей раскошелиться? Получается, что наши депутаты приняли закон, который пошёл во благо рекламодателям. Теперь детские программы стали сами по себе большими рекламными роликами.
Работать для детей – значит работать лучше, чем дети. Пока же телевидение для детей каждый видит по-своему: власти, родители, авторы и пр. Надо как можно больше разного детского ТВ. И пусть каждый выберет то, что считает нужным. В том числе и сами дети. Единая идеология детского ТВ – немыслима.
Что же касается тех, кто делает детское ТВ… Так ведь его тоже делают чьи-то родители, а не бесполые существа.
Или всё-таки – бесполые?