20 августа в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина и парке Захарово состоится седьмой литературно-музыкальный семейный фестиваль «Традиция». На один день в усадьбе и парке разворачивается настоящий культурный пикник, где есть место и музыке, и литературе, и философии, и истории. Особая атмосфера «гения места» делает «Традицию» уникальным событием, которое собирает до 15 000 человек. В преддверии фестиваля мы побеседовали с его директором Марией Кублановой.
– В чём, на ваш взгляд, главная особенность «Традиции» и секрет её популярности?
– Фестивалю уже семь лет, а это значит, что он по-настоящему пришёлся по душе зрителю. Основная идея праздника – в одном пространстве, в прекрасном и невероятном историческом месте, музее-заповеднике Александра Сергеевича Пушкина, собрать одновременно самых разных прозаиков, поэтов и музыкантов. Мастеров, которые так или иначе связаны с традицией, причём с традицией в самом широком смысле этого слова. Речь идёт не только о народной культуре, а о традиции как таковой, о русском культурном коде, который передаётся из поколения в поколение. Именно поэтому наша программа разнообразна, она не только позволяет заглянуть в прошлое, но и прогнозирует будущее. Так, если говорить о музыкальной составляющей фестиваля, в ней есть и классика, и рэп, и рок, и этно, и, безусловно, фольклорное пение. Одним словом – всё, что так или иначе формирует историю и традицию русской музыки.
– Традиция ассоциируется всё-таки с чем-то самобытным, древним. Почему рэп?
– Потому что это музыкальная, литературная и поэтическая традиция в чистом виде.
– То есть музыкант, который начитывает текст под музыку, передаёт современникам древние русские традиции?
– А что такое, по сути, поэзия? Исследование реальности. Художник отзывается на реальность собственным художественным языком. И получается, что рэп – это суперсовременная форма эпоса. Когда мы придумывали концепцию фестиваля, его основатели – Захар Прилепин и Эдуард Бояков называли «Традицию» умным фестивалем. Умный не только потому, что он соединяет прошлое с будущим, но и потому, что соединяет интеллектуальное переживание с удовольствием от времени на природе, от общения с близкими по духу людьми.
«Традиция» – это пространство общения, где участники в прямом смысле слова встречаются со зрителями. Обычно на музыкальных фестивалях между ними существует некий барьер. А на «Традиции» вы можете подойти к своему любимому автору и подписать книжку или сфотографироваться. Или, например, вы бредёте по узким липовым аллеям усадьбы Захарово, и вам могут встретиться Захар Прилепин, Дмитрий Воденников или Дмитрий Ревякин из «Калинова моста», который идёт на саунд-чек на соседнюю поляну. Мне кажется, в этом общении, соединении, возможности участников и зрителей оказаться в одном пространстве, в тесном взаимодействии и заключается уникальность нашего фестиваля.
Здесь вы можете провести вместе со своей семьёй целый день. Для детей мы делаем отдельную программу со спектаклями и мастер-классами, посвящёнными народному творчеству, с играми. Вы можете зайти на фудкорт, поваляться на траве, послушать прекрасную музыку или лекции ключевых русских мыслителей. Площадок немало – семь, на них с 11.00 до 22.00 будет происходить более 50 мероприятий: выступления Праздничного хора Данилова монастыря, «Калинова моста», «волшебного голоса» – Евгении Смоляниновой, ансамбля древнерусского певческого искусства «Сирин», Елены Фроловой, Петра Лундстрема, а ещё спектакли, лекции, презентации книг. Можно весь день переходить с одной площадки на другую – скучно не будет.
– Чем отличаются фестивали разных лет?
– Если говорить о концепции, то она, безусловно, не меняется. Меняются программа и участники. Главное: сохранить идею актуализации традиции – передачу и исследование русского культурного кода, разговор о русской культуре. Впрочем, у нас есть исполнитель, которого мы считаем своего рода талисманом: Таисия Краснопевцева принимает участие во всех фестивалях «Традиция» – она настоящий носитель поэтичного народного искусства. Однако каждый раз она придумывает новую программу, новый подход.
– В этом году вас поддержал Фонд культурных инициатив – с чем это связано?
– В ситуации «культуры отмены» этот фестиваль приобретает особую актуальность. А мы занимаемся исследованием культурного кода, русской традиции, идентичности.
– Говоря об исследовании культурного кода, что вы имеете в виду?
– Когда мы создаём композицию из разных жанров, разных участников и тем, мы смотрим, как программа рождается и становится единым целым: наш фестиваль – это не сборник разрозненных, пусть и очень хороших событий. Мы продумываем разные идеи выступлений, драматургию, пытаемся прогнозировать пути зрителя – как он может «путешествовать» по фестивалю. Думаем, что нужно сделать, чтобы внимание гостей не распылялось и они успели на все встречи, которые им интересны. И чтобы смогли отдохнуть в промежутке. Так мы и исследуем эмоцию общности – то, что является частью культурного кода. Впрочем, зрители, приезжая на фестиваль, тоже имеют возможность идентифицировать себя со своей родной культурой и понять, что традиция – это не условный кокошник. Традиция – это что-то живое и настоящее. То, что заставляет сердце отзываться.
Беседу вела
Анастасия Пушкина
«ЛГ»-досье
Мария Кубланова – продюсер, руководитель более 30 масштабных театральных и фестивальных проектов, в том числе: международных проектов театра «Практика»; международного фестиваля искусств для детей «Большая перемена»; Фестиваля будущего театра; фестиваля театра и кино о современности «Текстура». Директор «Политеатра» (2012–2014 гг.), создатель и арт-директор студии «Воздух» (2015–2017 гг.). Директор проектов продюсерского центра «Глагол» (с 2015 по 2020 г.). Заместитель художественного руководителя МХАТ им. М. Горького (2018–2021 гг.).
Факт
В 2022 году фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, министерства культуры Московской области и администрации Одинцовского городского округа Московской области.