В середине апреля в Россоши неизвестные снесли скандальный памятник в виде шляпы-капеллы с пером (символа элитных подразделений итальянской армии), установленный в 2003 году современной Ассоциацией альпийских стрелков в честь «дружбы» и «братского сотрудничества». Остался лишь постамент с начертанной на нём буквой «Z», но потом исчез и он. Вандализм? С одной стороны, безусловно – да. С другой…
Местные жители изначально в искренность уверений в дружбе потомков оккупировавших Россошь в годы Великой Отечественной войны союзников Гитлера не поверили и потребовали перенести монумент на кладбище с воинскими захоронениями. Однако администрация города, перед тем вдоволь попутешествовавшая по Апеннинам, к их просьбам осталась глуха, о чём наша газета писала не единожды («Покаяние или реваншизм?», 2017, № 32–33; «Ах, как хочется историю переписать», 2017, № 38; «Памятник неизвестному оккупанту всё ещё красуется в Россоши», 2018, № 52).
С новой силой скандал разгорелся, когда к оккупационному символу фашизма добавилась привезённая итальянцами книга «Вернуться в Россошь». Из неё явствовало, что в кирпичной нише скульптурной композиции размещены останки воина отличившейся «особым геройством в великой битве... против наступающих советских войск» дивизии «Юлия». По требованию разгневанных граждан постамент разобрали и, вопреки утверждению администрации города, что никаких останков нет, пакетик с неизвестными косточками в нём всё же обнаружили. Кости изъяли, но по-прежнему в дни юбилеев по улицам Россоши маршировали постаревшие вояки Муссолини в военной форме времён Второй мировой, а шляпа с пером так и продолжала до апреля нынешнего года глумиться над памятью о погибших от рук альпийцев советских воинах.
Местные жители не жалеют об утраченном
«памятнике неизвестному фашисту»
Может быть, кому-то это покажется странным, но вандалов, разрушивших памятник, ищут не только полицейские, но и те, кто много лет боролся за его снос. Они-то хотели, чтобы монумент убрали официально, признав его незаконность (а установлен он был, кстати, безо всяких разрешительных документов, их администрация состряпала уже постфактум). Чтобы его перенесли на кладбище, где уже стоит памятный знак погибшим здесь альпийцам. Некоторые вообще считают, что это сама администрация города, заметая следы, памятник таким варварским способом и убрала. Тем более что позже исчез и кирпичный постамент, в котором, по мнению борцов «со шляпой», осталось ещё немало костей альпийских стрелков. Факт их передачи итальянской стороне и был бы актом примирения, которое якобы символизировал уничтоженный памятник. Впрочем, судя по введённым против нас санкциям и поставкам оружия на Украину, вряд ли та сторона этого примирения хочет.
Людмила Мазурова