Кажется, весь мир сегодня задаётся вопросом: почему пираты, чуть ли не ежедневно нападающие на корабли в районе Африканского Рога, одном из самых судоходных в мире, неуловимы и непобедимы?
И ведь с бандитами вроде бы борются. Подключились ООН, Евросоюз, НАТО... Международные силы оснащены боевыми вертолётами, ракетами, артиллерией.
Но есть у этого увлекательного сюжета и иная сторона - нефтяная. В «пиратских» регионах нашего времени почему-то поблизости всегда есть крупные нефтегазовые закрома.
К концу XVIII столетия европейским государствам удалось почти полностью покончить с неподконтрольным пиратством. На смену ему пришли пираты «приручённые». В войнах за колонии европейцы охотно использовали пиратов. Это были уже люди, напрямую подчинённые тому или иному правительству и не обременённые этикетом «правильных войн».
Именно тогда пираты-разбойники трансформировались в корсаров - пиратов на госслужбе. Причём капитан пиратского судна получал и офицерский патент, превращавший его и членов команды в случае их захвата неприятелем из обыкновенных разбойников, подлежащих немедленному уничтожению, в официальных военнопленных.
Свою первую, так сказать, политико-террористическую акцию наших дней пираты совершили против американского эсминца «Коул» 12 октября 2000 года в гавани йеменского Адена. И именно после этой акции усилилось военное присутствие США в Красном море и вблизи берегов Йемена.
Обратимся к ситуации у Африканского Рога и в многострадальном Сомали.
Вблизи этой страны, расколотой внутренними междоусобица- ми и конфликтами, осуществляется свыше четверти общемировых перевозок нефти. Именно там пролегает транзит трети объёма нефти, потребляемой странами НАТО. Именно через сомалийское побережье выходят в Индийский океан суда и грузы из Суэцкого канала и в обратном направлении. Там же расположены чрезвычайно удобные гавани, где до 1960-х годов были западноевропейские порты. Да, именно западноевропейские, так как эта территория тогда делилась на Итальянское, Британское и Французское Сомали. Затем Сомали стало независимой страной. Западные страны предпринимали неоднократные попытки утвердиться на Африканском Роге, зачастую направляя туда войска под видом «миротворцев». Однако это заканчивалось плачевно. Голодные, но воинственные сомалийцы заставляли «миротворцев» убираться восвояси.
И вдруг этот регион приобрёл славу «пиратского». И туда, уже на «полных основаниях», опираясь на международное право, снова устремились эскадры НАТО.
Есть ради чего. Во-первых, оттуда хорошо контролировать, как мы отметили, перевозки нефти. Во-вторых, рядом - Судан, Йемен, Эфиопия, где тоже есть крупные ресурсы нефти и газа. А в-третьих, от Африканского Рога рукой подать не только до Индии, но и до центральной акватории Индийского океана. А там расположена крупная американо-британская военная база (архипелаг Чагос, отторгнутый британцами от островного государства Маврикий).
Вот и получается, что, используя сомалийскую территорию, можно установить сквозной контроль почти над всей северо-восточной Африкой. К тому же в самом Сомали немало нефти с газом. Некоторые российские и зарубежные источники указывают, что это минимум 3 миллиарда тонн, пока не «оприходованных». Ещё во второй половине 1980-х разведочные работы - их проводили там советские, затем китайские геологи - показали, что затраты по их добыче - самые низкие в Африке. Да и расположены они близко к местным портам. Так что очень нужен подходящий повод, чтобы направить в Сомали войска НАТО и наконец-то овладеть тамошними нефтегазовыми закромами. А разгул пиратства разве не такой повод?
В 1960-1980-х годах в Сомали правил режим, ориентировавшийся вначале на СССР, затем на Китай. В столице страны Могадишо были даже улицы Ленина и Мао Цзэдуна. Причём Сомали тогда занимало, подчеркнём, одно из лидирующих мест в мире по экспорту мяса и мясных консервов, которые продавались в СССР только в магазинах «Березка». Но затем Сомали превратили в арену междоусобиц, в одну из самых голодающих в мире стран, нуждающуюся в опеке цивилизованных государств. А тут ещё пираты...
Сегодня Запад говорит о необходимости противостоять сомалийскому пиратству с помощью своего постоянного военного присутствия на Африканском Роге и вблизи него. И, похоже, речь идёт именно о бес-срочном присутствии, а не о должных мерах против пиратов, без которых это присутствие становится политически неоправданным. Вот такие расклады.
Н ефти и газа много не только в Сомали, но и в соседних странах - Эфиопии, Йемене, Судане. По ряду данных, это свыше 8 миллиардов тонн да ещё плюс упомянутые сомалийские 3 миллиарда. Они, как правило, отменного качества. К тому же эти ресурсы легко добывать, перевозить. Очевидно, что «выброс» на рынок этой нефти может обвалить и без того падающие мировые цены на нефть. То есть с помощью недр Африканского Рога можно эффективно обвалить экономику России, других крупных нефте- и газоэкспортёров.
Эфиопские нефть и газ уже осваивают западные фирмы. В соседних Кении, Уганде, Центрально-Африканской Республике западные фирмы уже строят трубопроводы для быстрой перекачки на экспорт нефти с северо-востока Африки. Вполне возможно, готовится едва ли не глобальная операция по обвалу, скажем так, традиционных нефтяных экономик.
...К Африканскому Рогу и соседним странам подтягиваются всё новые силы. Хотя их там вроде бы уже достаточно. Судите сами. В том же регионе - упомянутая американо-британская база Чагос, французская и американская военные базы в Джибути, французские военные базы на островах Майотта и других примыкающих к нему - они по-прежнему колонии Франции. Наконец, военные контингенты США и Великобритании в Ираке и на Аравийском полуостро-ве. И в основном это военно-морские и военно-воздушные базы. Сил воевать с пиратами, казалось бы, вполне достаточно. Но тем не менее формируют новую крупную группировку НАТО, чтобы отправить туда же. Вроде бы для борьбы с пиратами, конца и края которой западные аналитики не видят. Поэтому вполне резонно предположить, что главная их цель -окончательная оккупация всего Африканского Рога, окончательное овладение его нефтегазовыми ресурсами.
В последнее время Россию всё активнее приглашают в антипиратские операции. Дескать, проблема-то международная, и без нас не обойтись. Но фактически нас прямо или косвенно вовлекают в войну в основном против сомалийцев, которые, повторим, почти 20 лет были друзьями СССР.
Да, сомалийские группировки в большинстве своём враждуют друг с другом. Но почти все они уже который год просят Москву и Пекин, чтобы именно Китай с Россией помогли покончить с национальной - общесомалийской нищетой путём разработки и переработки сомалийских нефти и газа. Но как раз об экономическом возрождении Сомали - в том числе с участием России - ни в ООН, ни в НАТО речи не идёт. При этом некоторые западные нефтегазовые компании уже «десантируются» на Африканском Роге, а нам предлагают повоевать, благо повод такой благородный. То есть может быть создан ещё один «плацдарм» для столкновения России с исламским радикализмом. Мало нам Кавказа. Вот о чём стоит помнить.