Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Упёршись в Рог

01 января 2007

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ИТАР-ТАССКажется, весь мир сегодня задаётся вопросом: почему пи­раты, чуть ли не ежедневно нападающие на корабли в рай­оне Африканского Рога, одном из самых судоходных в ми­ре, неуловимы и непобедимы?
И ведь с бандитами вроде бы борются. Подключились ООН, Евросоюз, НАТО... Международные силы оснащены боевыми вертолётами, ракетами, артиллерией.
Но есть у этого увлекательного сюжета и иная сторона - нефтяная. В «пиратских» регионах нашего времени поче­му-то поблизости всегда есть крупные нефтегазовые за­крома.


К концу XVIII столетия ев­ропейским государствам удалось почти полностью покончить с неподконтрольным пиратством. На смену ему при­шли пираты «приручённые». В войнах за колонии европейцы охотно использовали пиратов. Это были уже люди, напрямую подчинённые тому или иному правительству и не обременён­ные этикетом «правильных войн».

Именно тогда пираты-раз­бойники трансформировались в корсаров - пиратов на госслуж­бе. Причём капитан пиратского судна получал и офицерский па­тент, превращавший его и чле­нов команды в случае их захвата неприятелем из обыкновенных разбойников, подлежащих не­медленному уничтожению, в официальных военнопленных.

Свою первую, так сказать, политико-террористическую ак­цию наших дней пираты совер­шили против американского эс­минца «Коул» 12 октября 2000 года в гавани йеменского Адена. И именно после этой ак­ции усилилось военное присут­ствие США в Красном море и вблизи берегов Йемена.

Обратимся к ситуации у Аф­риканского Рога и в многостра­дальном Сомали.
Вблизи этой страны, расколо­той внутренними междоусобица- ми и конфликтами, осуществля­ется свыше четверти общемиро­вых перевозок нефти. Именно там пролегает транзит трети объёма нефти, потребляемой странами НАТО. Именно через сомалийское побережье выхо­дят в Индийский океан суда и грузы из Суэцкого канала и в об­ратном направлении. Там же расположены чрезвычайно удобные гавани, где до 1960-х го­дов были западноевропейские порты. Да, именно западноевро­пейские, так как эта территория тогда делилась на Итальянское, Британское и Французское Со­мали. Затем Сомали стало неза­висимой страной. Западные страны предпринимали неодно­кратные попытки утвердиться на Африканском Роге, зачастую направляя туда войска под видом «миротворцев». Однако это за­канчивалось плачевно. Голод­ные, но воинственные сомалий­цы заставляли «миротворцев» убираться восвояси.

И вдруг этот регион приоб­рёл славу «пиратского». И туда, уже на «полных основаниях», опираясь на международное право, снова устремились эскад­ры НАТО.

Есть ради чего. Во-первых, оттуда хорошо контролировать, как мы отметили, перевозки нефти. Во-вторых, рядом - Су­дан, Йемен, Эфиопия, где тоже есть крупные ресурсы нефти и газа. А в-третьих, от Африкан­ского Рога рукой подать не толь­ко до Индии, но и до централь­ной акватории Индийского океа­на. А там расположена крупная американо-британская военная база (архипелаг Чагос, отторг­нутый британцами от островно­го государства Маврикий).

Вот и получается, что, ис­пользуя сомалийскую террито­рию, можно установить сквоз­ной контроль почти над всей се­веро-восточной Африкой. К то­му же в самом Сомали немало нефти с газом. Некоторые рос­сийские и зарубежные источни­ки указывают, что это минимум 3 миллиарда тонн, пока не «оп­риходованных». Ещё во второй половине 1980-х разведочные работы - их проводили там со­ветские, затем китайские геоло­ги - показали, что затраты по их добыче - самые низкие в Афри­ке. Да и расположены они близ­ко к местным портам. Так что очень нужен подходящий повод, чтобы направить в Сомали вой­ска НАТО и наконец-то овла­деть тамошними нефтегазовыми закромами. А разгул пиратства разве не такой повод?

В 1960-1980-х годах в Сомали правил режим, ориентировав­шийся вначале на СССР, затем на Китай. В столице страны Мо­гадишо были даже улицы Лени­на и Мао Цзэдуна. Причём Со­мали тогда занимало, подчерк­нём, одно из лидирующих мест в мире по экспорту мяса и мясных консервов, которые продавались в СССР только в магазинах «Бе­резка». Но затем Сомали пре­вратили в арену междоусобиц, в одну из самых голодающих в ми­ре стран, нуждающуюся в опеке цивилизованных государств. А тут ещё пираты...

Сегодня Запад говорит о не­обходимости противостоять со­малийскому пиратству с помо­щью своего постоянного воен­ного присутствия на Африкан­ском Роге и вблизи него. И, по­хоже, речь идёт именно о бес-срочном присутствии, а не о должных мерах против пиратов, без которых это присутствие становится политически нео­правданным. Вот такие рас­клады.

Н ефти и газа много не только в Сомали, но и в соседних странах - Эфио­пии, Йемене, Судане. По ряду данных, это свыше 8 миллиардов тонн да ещё плюс упомянутые сомалийские 3 миллиарда. Они, как правило, отменного качест­ва. К тому же эти ресурсы легко добывать, перевозить. Очевид­но, что «выброс» на рынок этой нефти может обвалить и без то­го падающие мировые цены на нефть. То есть с помощью недр Африканского Рога можно эф­фективно обвалить экономику России, других крупных нефте- и газоэкспортёров.

Эфиопские нефть и газ уже осваивают западные фирмы. В соседних Кении, Уганде, Цент­рально-Африканской Республи­ке западные фирмы уже строят трубопроводы для быстрой пе­рекачки на экспорт нефти с се­веро-востока Африки. Вполне возможно, готовится едва ли не глобальная операция по обвалу, скажем так, традиционных неф­тяных экономик.

...К Африканскому Рогу и соседним странам подтягивают­ся всё новые силы. Хотя их там вроде бы уже достаточно. Суди­те сами. В том же регионе - упо­мянутая американо-британская база Чагос, французская и аме­риканская военные базы в Джи­бути, французские военные базы на островах Майотта и других примыкающих к нему - они по-прежнему колонии Франции. Наконец, военные контингенты США и Великобритании в Ира­ке и на Аравийском полуостро-ве. И в основном это военно-морские и военно-воздушные базы. Сил воевать с пиратами, казалось бы, вполне достаточ­но. Но тем не менее формируют новую крупную группировку НАТО, чтобы отправить туда же. Вроде бы для борьбы с пира­тами, конца и края которой за­падные аналитики не видят. По­этому вполне резонно предполо­жить, что главная их цель -окончательная оккупация всего Африканского Рога, оконча­тельное овладение его нефтега­зовыми ресурсами.

В последнее время Россию всё активнее приглашают в ан­типиратские операции. Дескать, проблема-то международная, и без нас не обойтись. Но факти­чески нас прямо или косвенно вовлекают в войну в основном против сомалийцев, которые, повторим, почти 20 лет были друзьями СССР.

Да, сомалийские группировки в большинстве своём враждуют друг с другом. Но почти все они уже который год просят Москву и Пекин, чтобы именно Китай с Россией помогли покончить с национальной - общесомалий­ской нищетой путём разработки и переработки сомалийских нефти и газа. Но как раз об эко­номическом возрождении Сома­ли - в том числе с участием Рос­сии - ни в ООН, ни в НАТО ре­чи не идёт. При этом некоторые западные нефтегазовые компа­нии уже «десантируются» на Африканском Роге, а нам пред­лагают повоевать, благо повод такой благородный. То есть мо­жет быть создан ещё один «плацдарм» для столкновения России с исламским радикализ­мом. Мало нам Кавказа. Вот о чём стоит помнить.

Алексей ЧИЧКИН

Обсудить в группе Telegram

Алексей Чичкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS