Верно говорят: эпохи бывают военные, послевоенные и предвоенные. Наша – уже военная. Идёт война – информационная, психологическая, идеологическая. Её цель – так обработать гарнизон осаждённой крепости, чтобы он сам открыл ворота и встретил захватчиков, как дорогих гостей.
Оружие войны – агитпроп. Схватка идёт уже на нашей территории. Мы её можем проиграть. Из-за сонной наивности, которую большевики называли ротозейством. Иногда кажется, что у нас до конца не понимают, сколь важен агитпроп. Есть что-то поважнее: ракеты, пушки, а разговорчики – это так, «доппатроны». Наверное, поэтому наша пропаганда зачастую не изобретательна. А ведь сегодня она – орудие главного калибра. Точно так же, как реклама – не дополнение к процессу продаж, а его сердце, двигатель поведения потребительских масс, формовщик вкусов. Реклама и пропаганда две разновидности одного и того же – воздействия на сознание широких слоёв населения посредством слова (+ картинка, музыка и т.п.). Любопытно, что это понял ещё сто лет назад Лев Троцкий.
В этом деле наши геостратегические конкуренты англосаксы – оставили нас далеко позади.
Какова правильная пропаганда? Во-первых, наступательная. Мы же непрестанно обороняемся. А противник наступает. Например, по поводу Второй мировой. Они говорят: Сталин – тот же Гитлер. Или: Сталин заключил договор в 1939-м с Гитлером и тем самым начал войну. Мы начинаем опровергать, приводить факты. А опровергать – проигрышная позиция. Это как наступать из болотистой низины на противника, который заранее расставил орудия на возвышенности. Наступающий – определяет повестку, а потому его всегда верхняя. Как наступать? Да элементарно. Орать: Гитлера вырастил англосаксонский капитал. Откуда он взялся-то, злобный ефрейтор? Кто ему денег дал?
Об этом масса книг, одна написана американцем итальянского происхождения Гвидо Препарата – «Гитлер Inc. Как Британия и США создавали Третий рейх». Особо ценно, что автор – экономист и склонен придерживаться фактов. Но чтение книг – это кружковые интересы интеллектуалов, а пропаганда – иной жанр.
Чтобы факты стали достоянием масс, их нужно вложить в головы по законам жанра. Каковы они? Их знает любой коммерсант. Реклама (она же пропаганда) должна быть предельно проста. Сложное, неоднозначное – не прокатывает. Дальше – повторение, повторение и повторение. Каждый рекламодатель знает: реклама действует лишь при достижении порогового уровня повторяемости. Меньше – деньги на ветер. В пропаганде не достичь порогового значения не просто бесполезно, а крайне вредно. При недостаточном воздействии вредная «побочка» есть, а цель не достигается.
Дальше – простота и краткость. Воспринимаются только простые мысли. Главнейшие словесные формулы должны быть одинаковыми, не нужно синонимов. Наши «партнёры» – про аннексию Крыма, а мы – про «аншлюс Восточной Германии».
При этом надо воздействовать не на идеи и теории противника, а на обыденное сознание, «маленькие» мысли, желания и поступки среднего человека. Итальянский философ Антонио Грамши писал: «Это – не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании. Это огромное количество книг, журналов, брошюр, газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и. образуют то дополнительное усилие, из которого рождается коллективная воля, которая необходима, чтобы получилось действие». Законы восприятия вне идеологии.
Нас пытаются подать исчадием ада. Значит, стесняться нечего. И самим определять повестку, делая это без оглядки и по законам жанра.
Татьяна Воеводина, предприниматель, публицист