Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июня 2021 г.
Общество

Ура агитпропу

15 июня 2021

Верно говорят: эпохи бывают военные, послевоенные и предвоенные. Наша – уже военная. Идёт война – информационная, психологическая, идеологическая. Её цель – так обработать гарнизон осаждённой крепости, чтобы он сам открыл ворота и встретил захватчиков, как дорогих гостей.

Оружие войны – агитпроп. Схватка идёт уже на нашей территории. Мы её можем проиграть. Из-за сонной наивности, которую большевики называли ротозейством. Иногда кажется, что у нас до конца не понимают, сколь важен агитпроп. Есть что-то поважнее: ракеты, пушки, а разговорчики – это так, «доппатроны». Наверное, поэтому наша пропаганда зачастую не изобретательна. А ведь сегодня она – орудие главного калибра. Точно так же, как реклама – не дополнение к процессу продаж, а его сердце, двигатель поведения потребительских масс, формовщик вкусов. Реклама и пропаганда две разновидности одного и того же – воздействия на сознание широких слоёв населения посредством слова (+ картинка, музыка и т.п.). Любопытно, что это понял ещё сто лет назад Лев Троцкий.

В этом деле наши геостратегические конкуренты англосаксы – оставили нас далеко позади.

Какова правильная пропаганда? Во-первых, наступательная. Мы же непрестанно обороняемся. А противник наступает. Например, по поводу Второй мировой. Они говорят: Сталин – тот же Гитлер. Или: Сталин заключил договор в 1939-м с Гитлером и тем самым начал войну. Мы начинаем опровергать, приводить факты. А опровергать – проигрышная позиция. Это как наступать из болотистой низины на противника, который заранее расставил орудия на возвышенности. Наступающий – определяет повестку, а потому его всегда верхняя. Как наступать? Да элементарно. Орать: Гитлера вырастил англосаксонский капитал. Откуда он взялся-то, злобный ефрейтор? Кто ему денег дал?

Об этом масса книг, одна написана американцем итальянского происхождения Гвидо Препарата – «Гитлер Inc. Как Британия и США создавали Третий рейх». Особо ценно, что автор – экономист и склонен придерживаться фактов. Но чтение книг – это кружковые интересы интеллектуалов, а пропаганда – иной жанр.

Чтобы факты стали достоянием масс, их нужно вложить в головы по законам жанра. Каковы они? Их знает любой коммерсант. Реклама (она же пропаганда) должна быть предельно проста. Сложное, неоднозначное – не прокатывает. Дальше – повторение, повторение и повторение. Каждый рекламодатель знает: реклама действует лишь при достижении порогового уровня повторяемости. Меньше – деньги на ветер. В пропаганде не достичь порогового значения не просто бесполезно, а крайне вредно. При недостаточном воздействии вредная «побочка» есть, а цель не достигается.

Дальше – простота и краткость. Воспринимаются только простые мысли. Главнейшие словесные формулы должны быть одинаковыми, не нужно синонимов. Наши «партнёры» – про аннексию Крыма, а мы – про «аншлюс Восточной Германии».

При этом надо воздействовать не на идеи и теории противника, а на обыденное сознание, «маленькие» мысли, желания и поступки среднего человека. Итальянский философ Антонио Грамши писал: «Это – не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании. Это огромное количество книг, журналов, брошюр, газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и. образуют то дополнительное усилие, из которого рождается коллективная воля, которая необходима, чтобы получилось действие». Законы восприятия вне идеологии.

Нас пытаются подать исчадием ада. Значит, стесняться нечего. И самим определять повестку, делая это без оглядки и по законам жанра.

Татьяна Воеводина, предприниматель, публицист

Тэги: Татьяна Воеводина
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Воеводина

Воеводина Татьяна Владимировна родилась в г. Ко... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мозг на аутсорсинге

    01.06.2022
  • Бабье царство

    05.10.2021
  • Диплом через «ТикТок»

    07.09.2021
  • Безадресная помощь

    24.08.2021
  • Пора заставлять?

    29.06.2021
  • Мозг на аутсорсинге

    116 голосов
  • Верую, ибо абсурдно

    91 голосов
  • Пора заставлять?

    78 голосов
  • Бабье царство

    73 голосов
  • Про прорыв

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS