Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 марта 2021 г.
Колумнисты

Урок Хармса

30 марта 2021

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (если не мирового) абсурда Даниила Хармса безвинной жертвой сталинских репрессий. По сути, так и было. Но, как с некоторым недоумением признавались в мемуарах его друзья, Хармс (по паспорту Даниил Иванович Ювачев) с началом войны пророчил в ленинградских кампаниях скорую победу вермахта, гибель Балтфлота, а в тесном кругу признавался, что, если его призовут в Красную армию, повернёт винтовку против неё.

Свидетельства трудно проверить, не всякую бытовую болтовню надо воспринимать как политическую провокацию. Чего не ляпнешь с досады или со страху. Известно германофильство Хармса, и он мог не сознавать, что в рядах гитлеровцев маршируют отнюдь не Шиллер с Гёте и не Кант с Шопенгауэром.

Ни талант Хармса, ни его непочтительный ум, ни трагическая его обречённость в Ленинграде не вызывают сомнений. Но с течением времени приходишь к мысли, что бывают периоды, когда личные мечты, душевные склонности и твои способности входят в противоречие с нуждами и потребностями, составляющими жизнь твоей страны и твоего народа. Не ищите тут пафоса. И дело не в том, чтобы отказаться от мира своей души, а в том, чтобы трезво соотнести его с душевным миром общества и отечества. Некогда русская элита была сплошь галломанской, по-французски изъяснялась не хуже наполеоновских гвардейцев, что не помешало ей великого императора французов изгнать и разгромить. Хотя индивидуумы, не скрывающие, что отчизну им «сладостно ненавидеть», встречались всегда.

За последние годы мы привыкли к мысли, что дороже чувств и чаяний отдельной личности в жизни нет, по сути, ничего. Тут много истины. Однако трезвое соображение, что всякое радикальное убеждение стоит помещать в исторический контекст, смущает мой ум.

Всё чаще думаю, что неистовым борцам, радикалам, оппозиционерам имело бы смысл не столько обличать народную инертность, сколько осознать, отчего их воспалённая пассионарность на эту инертность слабо воздействует. Фурия оппозиции Евгения Альбац мечтает отдать Китаю Сибирь, грезит отечественным майданом. Хочется верить, что «романтические» её грёзы такими и останутся.

Россия – последняя литературоцентричная, художественно ориентированная страна. Политическая фронда сочинителя и артиста считается едва ли не первым свойством таланта. Да, она бывает симпатичнее своекорыстного конформизма. Но к нему расположена реальная жизнь (по классику, держится щами и пелёнками). И люди накопили горький опыт того, чем кончаются майданы.

Невольно склоняешься к выводу, что художника надо ценить за его художественные образы и откровения, а не за его резкие сиюминутные высказывания непримиримого свойства. Но и не видеть их не получается. Один яркий борец, отбывая за бугор, пообещал вернуться под прикрытием брони танка «Абрамс». Популярный юморист готов при военном конфликте довести натовские части до Москвы тайными тропами. Такой Сусанин наоборот. А тут ещё и «кровавый режим» снисходительно относится к разным скандальным эскападам, включая позорную ненависть к родной стране.

Что она позорна, у меня нет сомнений.

Вполне понятно, психология творчества не просто допускает, но и подразумевает определённый элемент недовольства, раздражения, праведной злости. «Из смирения не пишутся стихотворения». Всё так. Но... Злоба, высказанная с обличительным упоением, обидна тому, к кому обращена. Однако и обличителю не добавляет славы, тем более в толерантные, покладистые времена.

Анатолий Макаров, писатель

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

Тэги: Очевидец Анатолий Макаров
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Макаров

Макаров Анатолий Сергеевич — писатель, пе... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Безумие?

    09.04.2025
  • Тоска по замедлению

    12.02.2025
  • Голоса со стороны

    06.11.2024
  • Коротка память

    23.10.2024
  • Чего хочет народ

    115 голосов
  • На вид всё красиво

    101 голосов
  • Жертвы ЕГЭ

    100 голосов
  • Зачем нам туда?

    92 голосов
  • Пора заставлять?

    78 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS