Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Уроки французского

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

«Армения. Сбор урожая»: тихое семейство – гармония и радость мирного труда...;  Фото автораВ галерее «Школа» проходит выставка «Художники, которые жили и работали в Париже». В небольшом зале представлены 13 произведений живописи столь разных мастеров, как Морис де Вламинк, Марк Шагал, Кес ван Донген, Надежда Удальцова, Моисей Кислинг, Давид Штеренберг.

Одна из интриг этой камерной выставки – Парижа вы здесь не увидите. Название отнюдь не означает, что простодушного зрителя откровенно обманывают – лишь бы пришёл, оно определяет культурный ареал, в границы которого вошли представленные живописцы. Чтобы из него выйти. Сами по себе эти художники заслуживают внимания вне зависимости от того, жили-работали они в Париже или нет. Как бы ни притягивала сто лет назад столица искусств тех, кто стремился оказаться в эпицентре бурной творческой жизни, но многие художники, попав под влияние и переболев общей модой, возвращались на круги своя. Идея выставки – уловить именно тот момент, когда художник всё ещё находится под влиянием парижских веяний в искусстве начала ХХ века.

И прослеживается в этих работах удивительная связь, объединяющая авторов не только по категориям «время» и «место». Неожиданно у представителей различных национальных школ и выразителей индивидуальных творческих кредо выявляются элементы единого художественного стиля. Концептуально в этом случае галерея проводит интереснейший сравнительный анализ – очередная интрига. Если убрать подписи под картинами, может показаться, что писал все эти холсты один художник – настолько сходны язык, настроение и палитра в экспонируемых работах. Впрочем, сама галерея не претендует на вынесение искусствоведческого заключения, но удержаться от обобщений непросто. Сдержанный, приглушённый колорит, бытописательный характер выбранных тем, лирические мотивы, размашистые крупные мазки, ритм структурных нагромождений в тесном пространстве, динамичные композиции, кубофутуристические элементы…

Заметим, что француз в этой славной группе только один – фовист Морис де Вламинк. Его урбанистический пейзаж 1919 года «Крыши домов» – шатающийся геометрическими разноугольниками город, хаос, надвигающийся на порядок: городу тяжело, душно, и люди ему не нужны – на холсте их просто нет… Нет людей ни в маленьком городке Шагала – «Улица в Витебске», ни у Кислинга – «Порт Сен-Тропе», ни у Штеренберга – «Окраина. Житомир». Но образная трактовка этой унылой провинциальности по-разному характеризует отношение художников к их родным местам: если на безнадёжно серой окраине покосившийся забор криво подпёрт бревном, то улица в тёпло-коричневых тонах таит уют, покой, и дровница по-хозяйски набита дровами-кудрями, а рядом – крепкие лапти, наверное, их кто-то забыл и скоро вернётся... Люди являются поодиночке. «Старик» Штеренберга внимательно всматривается в нас: он аккуратен и прост, стройно изогнут, как древнее, нерушимое дерево. «Дворник» Шагала пьян, лохмат, безволен и беззащитен. Он и пугает, и жалок одновременно. Кстати, это произведение Шагала, равно как «Бойня» и «Парикмахерская», выставляется в России впервые. В ряду интриг также «амазонка авангарда» Надежда Удальцова с полотном 1930-х годов «Армения. Сбор урожая». Не видя подпись, невозможно и предположить, что работа её. Это другая, неизвестная Удальцова: жизнеутверждающая, энергетически сильная. Этот холст словно венчает экспозицию на идейном уровне.

Безусловно, Париж эстетически обогатил и творчески просветил многих талантливых гостей. Но так или иначе эта живопись замешена на ностальгии, и Париж стал для художников прежде всего катализатором, научив их ценить свой мир, свой язык, свою жизнь…

Арина АБРОСИМОВА

Выставка работает до 30 мая

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS